Войти в почту

Банановое дерево в горшке или О том, настанет ли день нашего кино?

В этом году исполняется сто лет революциям, изменившим ход мировой истории и напрямую повлиявшим на будущее нашей страны. Sputnik Азербайджан продолжает цикл публикаций о значении двух революций для Азербайджана. Из всех искусств для нас важнейшим является кино. Это знаменитое выражение вождя пролетарской революции Владимира Ленина в точности выражает отношение большевистского руководства к искусству кино. Ленин произнес эти слова в беседе с Луначарским в 1922 году, а декрет о национализации кинематографа был подписан им 27 августа 1919 году. Этот день отмечается с 1957 года как День кино, сначала советского, а позже российского. Кинематограф вызывал живой интерес у всех слоев населения Кино в России любили с первых дней появления этого вида искусства. В апреле 1896 года, через четыре месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты. Первая в России демонстрация "синематографа Люмьера" в театре петербургского сада "Аквариум" — публике были показаны несколько фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля "Альфред-Паша в Париже". Киноиндустрия развивается бурно, с 1907 по 1920 годы в России было снято около 2700 фильмов, большинство из которых не сохранилось. По некоторым данным, в российских и зарубежных архивах уцелело всего 300 фильмов. Кроме всего, в страну ввозились иностранные фильмы. Кинематограф вызывал живой интерес у всех слоев населения. Картина тех лет точно отображается в произведении Серафимовича "Машинное надвигается": "Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками, и у входа толпу ждущих очереди — кинематограф… Загляните в зрительную залу, вас поразит состав публики: здесь все — студенты и жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники, словом — все…". Кино в России действительно воспринималось несколько иначе, чем во всем мире. Русские театральные деятели не рассматривали кино в качестве конкурента, а видели в зарождающемся искусстве кинематографа новый мощный вид демократического зрелища. По силе воздействия все другие средства пропаганды серьезно уступали кино Конечно, новая советская власть понимала всю важность и значимость киноискусства в системе пропаганды идей коммунизма. По силе воздействия все другие средства пропаганды серьезно уступали кино. В 1907 Ленин определил сущность буржуазного кино, отметив, что "пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес". Тогда же Ленин определил основные функции кино в социалистическом обществе, указав на "производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность". Коммунистическая идейность и отображение реальной практики социалистического и коммунистического строительства явились главным элементами творческой направленности советского кино на всех этапах его развития. После Октябрьской революции многие деятели искусства были вовлечены в процесс создания советского кинематографа. Горький, Луначарский, Маяковский принимают самое деятельное участие в области развития кино. А Алексей Толстой возглавил в Москве литературную комиссию по кино. В первую очередь снималась хроника гражданской войны, и создавались фильмы, агитирующие за новую идеологию. Картина Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" стала шедевром мирового кино. Сталин лично просматривал практически все фильмы проката Зарождающееся советское кино находилось под строгим контролем властей в течение всего периода существования СССР. Генсек Сталин был большим любителем кино и, несмотря на занятость, лично просматривал практически все фильмы, производимые в стране. Судьба многих картин зависело от его милости. Не понравившиеся фильмы просто отправлялись в архив и не выходили на широкие экраны. При этом Сталин обладал неплохим художественным вкусом. Именно с его одобрения на экранах появились такие культовые фильмы тех лет, как "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Чапаев". В 1930-х годах при перестройке Большого кремлевского дворца был оборудован специальный кинотеатр, где Сталин и верхушка партии смотрели художественные фильмы. Интересно, что Иосиф Виссарионович любил смотреть не только фильмы отечественного производства. "Сестра его дворецкого", "Тарзан" были в числе любимых картин вождя Советского Союза. Много зарубежных картин попало в СССР из хранилищ Третьего рейха. Специальный протокол Ялтинской конференции позволял вывезти копии фильмов. Для отправки в СССР спецкомиссия отобрала 3700 полнометражных и 2500 короткометражных лент — в основном, производства США, Англии и Франции. Кроме того, США во время войны передали для внутреннего проката в СССР множество голливудских фильмов по низким ценам. В 1948 году часть репарационных фильмов было решено пустить в прокат, так как контролировавший лично область кино Сталин просмотрел большинство из них. Традиция отбирать лучшие фильмы для общего проката сохранялась в Советском Союзе до его развала. Существовала цензура, но она имела и положительные стороны, так как многим некачественным, низкопробным фильмам путь в широкие экраны был закрыт. Ослабление центральной власти, развал экономики, межнациональные розни в последние годы СССР также сопровождались демонстрацией явно слабых, некачественных, развратных фильмов как на телевидении и кинопрокате, так и в появившихся как грибы после дождя частных видеосалонах. Частично результатом этого стал рост числа преступности и организованных банд в 1990-х годах. Героями картин стали бандиты и рэкетиры, безжалостно мучившие беззащитных коммерсантов. Кончилась эпоха великих строек и героев-коммунистов. В Азербайджане снято более 300 художественных фильмов Как центр нефтяной промышленности Баку в начале XX века отличался прогрессивными традициям. Все новые веяния в искусстве, технические новинки из Европы появлялись здесь буквально вслед за прогрессом. Конечно, кино, как новый вид искусства, вскоре предстает перед взорами местной публики. Уже 8 января 1998 года в Баку был проведен показ французских фильмов — "Оживленные фотокартины". В том же году 21 июня кинофильмы о жизни города Баку: "Народное гуляние по городскому саду", "Прибытие поезда на железнодорожную станцию", о деятельности общества "Кавказ и Меркурий", "Отплытие парохода из порта", "Базарная улица на рассвете" показывались в театре цирке. Эти фильмы были сняты российским кинематографистом, фотографом-кинооператором французского происхождения Александром Мишоном. Он же 2 августа продемонстрировал авторскую программу из трех кинохроник и одного документального фильма: "Пожар на Биби-Эйбате", "Нефтяной фонтан на промысле Балаханы", ‎"Церемония проводов Его Превосходительства Бухарского эмира на пароходе "Великий князь Алексей", "Кавказский танец" и "Попался". Некоторые из этих лент были переданы из парижского архива в Азербайджан и хранятся в данный момент в Азербайджанском государственном фонде кинофильмов. Именно по этой причине в 2000 году по указу президента Гейдара Алиева учрежден День национального кино, который каждый год отмечается 2 августа. После установления советской власти в Азербайджане в 1922 году руководством республики было принято решение об учреждении кинофабрики, которая стала предшественницей сегодняшней киностудии "Азербайджанфильм". Еще через год было учреждено Азербайджанское фото-киноуправление (АФКУ). Последующие годы открываются кинотеатры, создаются курсы по подготовке работников кино, постепенно формируется своя школа кинематографии. За годы существования национального кино в Азербайджане снято более 300 художественных, 1200 документальных и 100 мультипликационных фильмов. В Азербайджане традиционно любили индийские фильмы В годы советской власти кино было главным развлечением жителей Азербайджана. Главная сеть крупных кинотеатров была расположена в Баку, а передвижные киностудии везли новые фильмы по районам страны. Тематика проката менялось в зависимости от политической ситуации в мире. В Азербайджане традиционно любили индийские фильмы, особенно в регионах. Один и тот же фильм могли посещать по пять и даже по десять раз. Особого выбора передач по телевидению и радио не было. Долгие годы можно было смотреть лишь два телеканала, и слушать несколько радио. Поэтому новые фильмы вызывали огромный интерес. Хорошие отношения СССР с арабскими странами, Пакистаном оканчивались появлением в прокате фильмов из этих стран. Люди старшего поколения хорошо помнят показ египетских, иранских фильмов в кинотеатрах республики. В столице особенно престижно считалось посещать центральные кинотеатры типа "Низами", "Азербайджан", "Араз", "Ветен". В конце 1970-х — начале 1980-х годов в Баку чаще всего демонстрировали европейские фильмы хорошего качества, иногда и голливудские. Самым кассовым фильмом считался "Клеопатра" с Элизабет Тейлор. Около трех месяцев очереди у кинотеатра "Низами" превышали все допустимые нормы, а билет стоил на руках примерно три рубля. Вместе с развалом СССР индустрия кино так и не оправилась от полного хаоса После проката на широком экране советские или азербайджанские фильмы чаще всего показывались по телевизору. Поэтому многие фразы становились крылатыми. Фильмов в Азербайджане снимали маловато, была квота из Москвы. Можно было снять примерно восемь-десять художественных фильмов в год. Документальных больше. Сценарии утверждались в центре, а потом выделялся бюджет. Золотым веком азербайджанского кино можно считать 60-70-е годы прошлого столетия. В кино пришли молодые сценаристы Анар, Рустам и Магсуд Ибрагимбековы, режиссеры Эльдар Гулиев, Тофиг Исмаилов. Особенно можно выделить среди талантов режиссера Арифа Бабаева, снявшего поистине гениальные фильмы для своего времени. Его фильмы "День прошел" и "Последняя ночь детства" являются шедеврами мирового кино, ничем не уступая французским или итальянским картинам того времени. Азербайджанское кино, конечно, сыграло огромную роль в деле формирования национального самосознания. Яркие, колоритные актеры, прекрасная режиссерская работа во многих фильмах до сих пор радует глаз. Но в целом говорить о большом кино в стране не приходится. И разрушенная вместе с развалом СССР в 1990 годах индустрия кино так и не оправилась от хаоса, воцарившегося в то время. Хотя и сейчас снимают фильмы под громкими названиями типа "My name is Intiqam", "Хохан", "Игра в прятки" (Gizlənpaç), которые с трудом можно соотнести к киноискусству. Сказывается разрыв между поколениями, отсутствие преемственности в кино. Ведь кино создавалось в Азербайджане в рамках советского кино и могло получить развитие только лишь в определенных условиях. Ограниченные ресурсы, нехватка кадров, фактическое отсутствие хороших сюжетов и сценаристов не позволяет снимать более или менее приличные фильмы. Например, для развития мугама в Азербайджане не надо прилагать особых усилий. Есть благоприятная среда, хорошая школа, много носителей этого вида искусства. А кино все еще топчется на месте, и создать нормальный фильм так же сложно, как вырастить банановое дерево в небольшом горшке. Может что-то вырастет, но вряд можно получить обильный урожай. Без создания благоприятной среды для молодых талантов и восстановления традиций собственной школы кинематографии рассчитывать на то, что азербайджанское кино может подняться с уровня детства до хотя бы отрочества не приходиться. Конечно, мыльные оперы на телеканалах сниматься будут, но вряд ли это можно назвать кино. Будем надеяться: настанет и день азербайджанского кино. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Банановое дерево в горшке или О том, настанет ли день нашего кино?
© Sputnik Азербайджан