Эксклюзивное интервью «Киноафиши» с режиссером комедии «Из Уфы с любовью» Айнуром Аскаровым

На питерские экраны робко выходит башкирская комедия «Из Уфы с любовь», уже расхваленная за чистоту и непосредственность. Картина, снятая за 4,5 млн. и чистые амбиции, удивила не только регион, но и страну, – своей кассовой состоятельностью и живой историей. Без эксплуатации национальными темами и какой бы то ни было стилизации, фильм сумел передать свой особый башкирский дух. По сюжету – простой парень из деревни по имени Урал оказывается в Уфе, где знакомится с местными хипстерами и узнает, что такое капкейки. В столице героя ждет не только много открытий, но и настоящая проверка на прочность прежних убеждений и привязанностей. Режиссер фильма Айнур Аскаров рассказал «Киноафише», как удалось снять фильм на бюджет рекламного ролика, какие темы его волновали и, над чем работает сейчас. Фото со съемок фильма «Из Уфы с любовью» С возвращение в Петербург! Как так получилось, что вы живете и работаете на два города? Последний год я работаю в Уфе, а здесь я с восьмого года. Уфа – это моя малая родина, но не сам город, а республика Башкортостан. Так случилось, что там есть киностудия «Башкортостан», с которой я сотрудничал со второго курса Университета кино и телевидения, пока здесь учился – постоянно делал курсовые, учебные работы, и это сотрудничество до сих пор продолжается. Результат, как мы видим, поразительный – первое башкирское кино, вылетевшее из местных залов в российский прокат. Где уже успели побывать? Мы с 13-го апреля в прокате и во всех крупных городах республики были: Уфа, Стерлитамак, Сибай, Баймак – там куча-куча городов. Вчера прошла премьера в Екатеринбурге, где очень тепло приняли, сегодня вот Питер, завтра Москва. А дальше фильм будет ездить уже самостоятельно. Насколько масштабным будет охват? Фильм выйдет в полноценный широкий прокат? Ну, как широкий, у профессионалов это считается ограниченным прокатом. А для нас это довольно широко, потому что мы вообще не планировали, что фильм выйдет за рамки [региона]… Даже не мечтали об этом. Фильм изначально готовился как сугубо внутренний продукт, который мог бы окупиться внутри. И мы собрали сумму, которая была потрачена. Это уже рекорд для нас, для республики, потому что ни один другой башкортостанский фильм не окупался и даже не выходил в прокат толком, а мы уже держимся четыре месяца. Сейчас я смотрел кинотеатр, в котором мы еще идем, там до сих пор остались полные залы, это радует. Сарафанное радио работает, люди идут смотреть, добавился еще один кинотеатр… в общем, сейчас их количество растет и растет. Кадр из фильма «Из Уфы с любовью» И не без причины. Не видела еще ни одного негативного отзыва, да и сложно ругать такую добрую и по-хорошему наивную историю. За что фильм еще хвалят? За искренность, за колорит, за самобытность, за то, что мы такие сумасшедшие люди – взяли и не говорили, что нам мало денег, а просто сняли этот фильм за 5 млн. Все говорят: «5 млн. это бюджет для какого-нибудь хорошего рекламного ролика, а вы тут кино снимаете!». Но, даже при наличии хорошей команды, которая тебе доверяет, и при наличии студии Башкортостана, которая просто отдает свои ресурсы, людей и оборудование, чтобы сделать это кино, нужно было большое желание, прежде всего. Потому что даже при наличии этих бонусов, было очень тяжело. Что было сложнее всего, кроме поиска бюджета? Конечно же, работа со сценарием. Мы его вместе придумывали со сценаристом Айдаром Акмановым. Он работает в Москве – на теле-фильмах и сериалах, это он делал полнометражную работу «Ловец ветра» в далеком восьмом году. Мы встретились, я ему рассказал, чего хочу. Тема нам понравилась, мы просто сели, что-то обозначили, и он начал писать. Дальше – каждодневное утверждение, поиски, в общем, тяжелый и мучительный творческий процесс. А как актеров выбирали? У вас много неизвестных дебютантов… Стандартно – объявлял кастинг, ездил по студентам, благо у нас есть академия искусств, театральный институт, смотрел актеров театров. У нас нет какой-то устоявшейся базы, поэтому приходится каждый раз по новой бродить и выбирать актеров. Кого-то я уже знал, например, Азата Зиганшина, и я уже понимал что Германом будет он, потому что практически под него писалась [роль]. С ним труда не составило договориться, слава богу, он тоже за идею, за кино пришёл и не говорил, что мало денег, давайте больше. Он просто пришел и снимался, несмотря на свой плотный график, как актера, как руководителя театра. Азат Зиганшин в фильме «Из Уфы с любовью» Он определенно, самый яркий персонаж, просто находка. Думаю, таланту Азата будут посвящены отдельные строки в отзывах. Ну, а если возвращаться к критике, за что ругают фильм? Ругают много за что, и бывают такие выпады, что мы подрываем национальные устои и прочее – совсем уж бред. Ну, мы смеемся… Да, здорово, что обсуждают. Я гораздо болезненнее отношусь к положительным отзывам, потому что всегда вижу в фильме какие-то недоделки. А когда люди хвалят, это все авансом – за то, что мы сделали такой шаг, такой рывок, они нам говорят «спасибо», благодарят рублем, ногами, и это очень приятно. Недочеты есть, но обращать на них внимание просто не хочется, потому что фильм такой добрый, светлый и оставляет приятное послевкусие. А каким был ваш посыл, что хотели сказать? Меня волновала тема урбанизации и глобализации, когда человек деревенский очень много говорит о том, что никого не осталось, деревня умирает. Особенно [это актуально] для башкиров, все-таки мы малый народ, хоть нас миллион семьсот, но, тем не менее, мы забываем свой язык. Основной целью было сказать именно об этом. А забывать традиции или нет, стоит ли держаться за эту старость или все-таки нужно оторваться, плюнуть и развиваться в городе – вот на эти вопросы я не даю ответов, просто размышляю… Фото со съемок фильма «Из Уфы с любовью» Расскажите о вашем новом проекте «Буран»? На какой стадии он сейчас находится? Сейчас пишем сценарий и уже обсуждаем несколько драфтов. У нас плотная работа идет – поиск материала, скоро поедем выбирать натуру, будем постепенно смотреть актеров. Часть денег уже нашли, часть нам предлагают – та же Свердловская киностудия, что очень здорово. И мы не хотим торопиться как с этим фильмом, в этом случае мы хотим сделать кино спокойно и с замахом уже на Россию и СНГ. История основана на реальных событиях. Буран это метель, а не автомобиль, не грузовик. Так в наших краях и в Казахстане мы называем сильный ветер со снегом. История о том, как под новый год люди выезжают, каждый по своим делам, и попадают в буран. Их заметает, они не могут выбраться, мерзнут, умирают, влюбляются, рожают. Будет такой срез общества и жизни. Идея всего того фильма, наверное, в том, что мы сами ответственны за все свои поступки, и нельзя никого винить. Потому что часто многие начинают ругать государство, например: «Из-за него у меня ничего не получилось», но, нет, виноват только ты. А что по поводу локаций? Также в регионе будете работать? Скорее всего, это будет степь – юг республики Башкортостан, Оренбургская область. А основная часть съемок пройдет в открытом павильоне с большими снегогенераторами, которые мыв возьмем с горнолыжных курортов. Звучит масштабно и очень хочется увидеть, что получится, правда. Мой последний вопрос – какое ваше профессиональное, режиссёрское кредо? Искренность, честность, большое желание что-либо делать. Я считаю, что это самое главное – если болит внутри, то мы делаем, а если не болит, то откладываем на потом. Беседовала Инна Син

Эксклюзивное интервью «Киноафиши» с режиссером комедии «Из Уфы с любовью» Айнуром Аскаровым
© Киноафиша