Нет никаких сомнений, что Дастин Хоффман — один из главных американских актёров всех времён. Он один из немногих, кто получил два «Оскара» за исполнение лучшей мужской роли, и единственный, кто сыграл ведущие партии аж в трёх фильмах, выигравших главный приз Американской киноакадемии. На его счету немало отменных картин — и чтобы составить список даже из всего лишь дюжины его этапных работ, пришлось вычеркнуть такие заслуживающие внимания названия как «Вся президентская рать», «Марафонец», «Билли Батгейт», «Герой», «Безумный город» и анимационную трилогию про «Кунг-фу Панду». Быть может, это не совсем справедливо, но речь, опять же, не только о лучших образах потрясающего мастера, но о лентах, так или иначе представляющих определённые отрезки его ярчайшего творческого пути. Трейлер фильма «Выпускник» «Выпускник» (1967) Дастин Хоффман познал настоящую славу сравнительно поздно — в тридцать лет, будучи уже довольно известным театральным актёром, без особого успеха появлявшимся до этого несколько раз и в кино, и на телевидении. Он мог бы упустить и эту роль, ибо был уже сильно старше своего героя, только что окончившего колледж. Однако режиссёр Майк Николс решился довериться его таланту и не прогадал: Хоффман безупречно изобразил «саму невинность», соблазняемую зрелой женщиной, — и слёту заработал как свою первую номинацию на «Оскар», так и две первые крупные награды — «Золотой глобус» и «Бафту» за лучшую роль «новичка». Саму же картину сегодня признают среди не просто популярных, но революционных работ американского кинематографа. Фрагмент из фильма «Полуночный ковбой» «Полуночный ковбой» (1969) Если «Выпускник» в «оскаровской» раздаче поднялся только до приза за лучшую режиссуру, то «Полуночный ковбой» Джона Шлезингера стал первым в творческой биографии Хоффмана обладателем почётнейшего звания «Лучший фильм года» (всего у него, повторимся, три таких картины, что является непревзойдённым рекордом). Не столь давно мы про эту ленту писали совершенно в другом рейтинге, но повториться будет не лишним: это кино про дружбу жиголо и калеки перевернуло представления американцев о возрастном рейтинге. Про Хоффмана же (пусть он и сыграл калеку) окончательно стало ясно, что этот актёр не боится самых рискованных предложений — и готов с головой броситься в провокационный проект, если тот того стоит. Фрагмент из фильма «Соломенные псы» «Соломенные псы» (1971) Лишний раз это мнение о себе Хоффман подтвердил, сыграв в жесточайшем (для своего времени) боевике Сэма Пекинпа про очкастого математика, вступающего в неравную борьбу с изнасиловавшими его жену тварями. Эффект от картины был тем сильнее, что созданный актёром образ совершенно не вязался с представлениями зрителей о мстителе — и произошедшая с героем метаморфоза производила, конечно, оглушительное впечатление. Современный ремейк, кстати, этого ощущения уже не передал: сейчас подобными сюжетами публика перекормлена, но вот тогда!.. Фрагмент из фильма «Ленни» «Ленни» (1974) Свою третью номинацию на «Оскар» (третью за семь лет — результативность, которой могут похвастаться далеко не все известные актёры) Дастин Хоффман получил за самоотверженное сотрудничество с перфекционистом Бобом Фоссом, решившим отдать дань памяти относительно недавно скончавшемуся культовому стендап-комику Ленни Брюсу. Фильм снят в псевдодокументальной манере, которая сподвигла артиста на новый подвиг: максимальное его погружение в роль чувствуется здесь в каждом кадре. Порой — особенно в сценах выступлений героя — впечатление такое, что это и не игровое кино вовсе, а запечатлённая кем-то хроника. Дастин Хоффман получает премию «Оскар» за роль в фильме «Крамер против Крамера» «Крамер против Крамера» (1979) Четвёртый выстрел в сердца американских киноакадемиков оказался самым удачным. Выстояв перед целой чередой «экстравагантных» персонажей Хоффмана (это мы ещё не всех здесь назвали), профессионалы уже не смогли сдержаться, увидев его, наконец, в роли обычного человека — рядового мужчины, который после ухода жены вынужден в одиночку «поднимать» малолетнего сына. Всего мелодрама Роберта Бентона получила пять заветных наград, включая и самую главную — и до сих пор остаётся одним из самых «зрительских» фильмов в истории кино на тему семейных отношений. Трейлер фильма «Тутси» «Тутси» (1982) А вот в эксцентричной комедии Сидни Поллака Дастин Хоффман совместил свою приверженность к артистичной провокации (которая свойственна преимущественно так называемому «авторскому кино») с темой, которая неизменно пользуется популярностью в народе: что будет, если нарядить мужика бабой?!. И пускай «Оскар» в тот раз от Хоффмана отвернулся (и дело тут не в том, что академики решили «не частить», а в конкуренте: тогда выиграл Бен Кингсли, сыгравший самого Ганди), зато в свои 45 актёр, наконец-то, «дорос» до подлинной популярности — основанной не на «каком-то там» высококлассном мастерстве, а на международном кассовом суперхите. Фрагмент из фильма «Смерть коммивояжёра» «Смерть коммивояжёра» (1985) Получив и «Оскар», и кучу денег за последние роли, Дастин Хоффман, судя по всему, решил хорошенько отдохнуть — и вплоть до окончательно обессмертившего его «Человека дождя» сыграл ещё всего лишь в двух фильмах. Из которых «Смерть коммивояжёра» и вовсе телевизионная — что, надо думать, заметно упростило съёмочный процесс, но не сказалось, однако, на результате (тем более что Хоффман предварительно отшлифовал рисунок этой своей роли на театральной сцене). Осуществлённая Фолькером Шлёндорфом экранизация классической пьесы Артура Миллера принесла актёру очередной «Золотой глобус» и соразмерную «Оскару» премию «Эмми». Трейлер фильма «Человек дождя» «Человек дождя» (1988) Собравшись с силами, Хоффман предстал на экране в образе по-своему очаровательного аутиста Рэймонда Бэббитта — и заработал в итоге вторую свою золотую награду. Войдя тем самым в число самых что ни на есть избранных англоязычных артистов: на тот момент он стал всего лишь пятым (!) актёром, дважды выигрывавшим «Оскара» за исполнение главной мужской роли (с тех пор рекорды стали ставиться чуть чаще — и сейчас наш юбиляр стоит ровно посередине списка из девяти имён). Победила тогда и сама картина Барри Левинсона, и не будет, пожалуй, преувеличением сказать, что и спустя почти тридцать лет «Человек дождя» остаётся в числе самых любимых зрителями «оскаровских» фаворитов. Фрагмент из фильма «Капитан Крюк» «Капитан Крюк» (1991) Естественно, что в карьере каждого творческого человека рано или поздно намечается спад — наступил он в свою очередь и для Дастина Хоффмана. Став сниматься много чаще, он не стал, разумеется, хуже играть — но перестал играть в фильмах, претендующих на звание великих. И, как ни странно, «начало конца» символизирует в его биографии сотрудничество со Стивеном Спилбергом — задумавшим свою версию классического «Питера Пэна» и пригласившим актёра на роль свирепого антагониста-пирата (ради такого дела и саму ленту назвали, как видите, отнюдь не в честь главного героя). Вызов придумать новый тип сказочного злодея казался соблазнительным, но сама картина (что общепризнанно), увы, не вполне получилась — и сегодня вспоминается скорее как разочаровавший провал, нежели как блистательная удача. Фрагмент из фильма «Плутовство» «Плутовство» (1997) Тем не менее, ещё одна трагикомедия Барри Левинсона принесла Хоффману седьмую — и уже последнюю (на данный момент?..) номинацию на «Оскар». Что, впрочем, свидетельствует в данном случае не столько о величии артиста, сколько о том, как в Голливуде любят фильмы про сам Голливуд. Было бы ведь просто непростительно, если б Киноакадемия вовсе бы прошла мимо истории о том, как при помощи сыгранного Хоффманом кинопродюсера Белый дом меняет не устраивающую его повестку дня и отвлекает внимание электората на умело сымитированную войну в далёкой Албании. Кстати, с годами эта картина своей актуальности совсем не теряет… Фрагмент из фильма «Знакомство с Факерами» «Знакомство с Факерами» (2004) Как и многие его великие сверстники — тот же Роберт Де Ниро, например, партнёр по «Плутовству» и по этому вот фильму, — Хоффман в конце концов ступил на скользкую дорожку нового типа комедии, где не осталось уже и следа от той былой утончённости, что неизменно присутствовала в лучших образцах иных времён. Эта разгульная и фривольная лента Джея Роуча стала логичным продолжением его же «Знакомства с родителями», так что аудитория уже прекрасно представляла себе, чего именно следует тут ожидать, — и тем сильнее был зрительский шок уже от одной новости о том, что великий мастер сыграет человека, вполне соответствующего своей фамилии Факер… Тем не менее, картина пользовалась успехом, принесла Хоффману — довольно неожиданно! — премию MTV (наверняка открыв его молодому поколению), а сам сериал прибавился позднее третьей серией и остался, что называется, ярким свидетельством своей эпохи. Ролик телесериала «Фарт» («Удача») «Фарт» (2011−2012) Большим событием обещал стать сериал Майкла Манна о лошадиных скачках, в котором Дастин Хоффман получил не просто главную, но большую, сочную, соразмерную его таланту роль, которая могла уже в новом веке засвидетельствовать его первенство среди прочих равных ему артистов. Но увы: серия трагических инцидентов прервала и навсегда прекратила съёмки, а девяти серий первого и единственного сезона оказалось, видимо, маловато, чтобы можно было в полной мере говорить о подлинной удаче. Фотоколл с создателями фильма «Истории семьи Майровиц» на 70-м Каннском кинофестивале «Истории семьи Майровиц» (2017) В год своего 80-летия Дастин Хоффман возвращается в кино в роли главы большого и скандального семейства, собранного художником по случаю его персональной выставки. Картину, о прокатной судьбе которой пока толком ничего неизвестно, поставил неплохой режиссёр Ной Баумбах, а её качество уже подтверждено участием в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. К слову сказать, при всём своём величии Хоффман никогда не выигрывал крупных фестивальных наград, получив уже только почётные призы — в Берлине в 1989-м году и в Венеции в 1996-м. Канны и в этот раз «отмолчались» — быть может, в ожидании следующего юбилея?..