Войти в почту

На экран вышел фильм "Теснота" Кантемира Балагова, получивший награду на Каннском фестивале

С Каннского фестиваля "Тесноту" Кантемира Балагова кинокритики ждали едва ли не больше чем "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. Первая картина ученика кабардино-балкарской студии Александра Сокурова была высоко оценена в Каннах и получила приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. На российском "Кинотавре" у "Тесноты" еще одна победа в номинации "За лучший дебют". И вот, 3 августа фильм вышел на большие экраны в России. Мнения зрителей по поводу картины неоднозначные, а самарские критики отмечают фильм как хорошую студенческую работу, но не более. "Теснота" первая серьезная работа не только для режиссера, но и для актрисы Дарьи Жовнер. Она сыграла главную роль — бунтующую девушку Илану. В умеренно ортодоксальной еврейской семье, где она любимица отца, всегда бегает в джинсовом комбинезоне и помогает ему чинить машины, случается горе. Ее брата с невестой берут в плен и требуют выкуп. В фильме режиссер нарочито демонстрирует типичность такой ситуации в Чечне в конце 90-х. Семья обращается в общину, продает все свое имущество, и даже пытается выдать замуж Илану за сына другой почтенной еврейской семьи, предлагающей денежную поддержку будущим родственникам. Фильм Балагова сразу начали сравнивать с "Нелюбовью". Здесь есть та же сюжетная нить — пропавший сын, и родители, пытающиеся его найти. Только у Звягинцева история про то, как люди не любят друг друга. А у Балагова про то, как люди не умеют любить. В "Тесноте" объятия матери буквально душат детей, они всеми силами пытаются из них выбраться. Эти объятия не столько отдают тепло, сколько требуют. Чтобы вырваться из этих тисков, дети готовы на бунт. Балагов больше похож на канадского режиссера Ксавье Долана, тоже любимца Каннского фестиваля. Примерно ровесники, они оба изучают с помощью кинопленки сложный мир взаимоотношений в семье. Как в фильме Долана "Это всего лишь конец света" — "душно", так у Балагова в дебюте — "тесно". Чтобы добиться такого эффекта, российский режиссер берет специальную пленку 1,33:1 (4:3), работает с композицией пространства — узкие коридоры, маленькие комнаты, тихие голоса, к которым надо прислушиваться, что постоянно держит зрителя в напряжении. Он намеренно раскидывает по фильму множество подсказок — надевает на бунтующую Илону куртку с вышивкой рычащего льва, развешивает плакаты "Титаника" в комнате парня Илоны, дает в руки матери куртку, которую она накидывает то на сына, то на дочь — в зависимости от того, кому хочет продемонстрировать свою любовь. Так же как Долан, Балагов делает саундтрек полноправным персонажем. Пронзительная баллада Татьяны Булановаой "Не плачь", страшные тексты песен чеченского певца-сепаратиста, резкая "Ты меня не ищи" от группы "Вирус" — каждый трек дополняет высказывание режиссера. Главное отличие Балагова от канадского коллеги в том, что он с юношеским максимализмом раздвигает рамки темы семьи — затрагивает сложность взаимоотношений в общности, в стране, бьет по стереотипам и категориям. В Кантемира Балагова поверили как зарубежные, так и российские кинокритики. Награды, которые он получил, — надежда на хорошего режиссера, а не поддерживание его мастерства. Главное, что он заработал — пристальное внимание. А насколько он интересен — покажет следующий фильм.