Кино: исландский триллер про отца, невзлюбившего парня дочери
«Клятва» (Eidurinn) Исландия, реж. Бальтасар Кормакур, в ролях: Бальтасар Кормакур, Гисли Орн Гардарссон, Гера Хилмарсдоттир, Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Джои Йоханнссон. Сайт фильма Отличный кардиохирург — лучший специалист в своей больнице — сталкивается с неприятной проблемой: его старшая дочь связалась не с тем парнем и не замечает, как тот увлекает её за собой в опасную наркотическую бездну. Финнур, которого влюблённая Анна, разумеется, и слушать не хочет, делает попытку самостоятельно справиться с этим Оттаром — но получается только хуже… Трейлер фильма «Клятва» Исландский кинематограф прекрасен в своей природной суровости, и те редкие представляющие его фильмы, которые каким-то чудом добираются до нашего проката («О лошадях и людях», например, из последнего), непременно заслуживают потраченного на них времени. В данном случае, правда, есть ещё одна причина для просмотра — это фильм Бальтараса Кормакура («101 Рейкьявик»), который сделал относительно удачную карьеру в Голливуде («Контрабанда», «Два ствола», «Эверест»). Как истинный сын своей родины, он иногда возвращается домой, снимает что-то на местном материале (пятилетней давности «Пучина»), забирает все или почти все национальные призы — и вновь пересекает океан для работы со всемирно любимыми звёздами. Кормакур в этом отношении — образцовое доказательство того, что для американских продюсеров не имеют принципиального значения ни национальность, ни родной язык режиссёра. Если ты умеешь снимать кино — ты всегда найдёшь там работу. А в перерыве между большими проектами тебе никто не помешает снять что-нибудь «простенькое», «для души», с друзьями детства и юности. Но эта вот простая исландская «Клятва» может быть любопытна для нас ещё и вот почему. Она вновь заставляет задуматься, что не так с российским кино, если у нас не получаются даже такие фильмы. Сюжетный зачин этой картины — необыкновенно универсальный (очень похожая по теме и атмосфере лента, кстати сказать, участвовала только что в конкурсе Московского кинофестиваля: датская «Преисподняя», тоже про спустившегося в ад хирурга). Все родители волнуются за своих детей. Многие дети имеют обыкновение совершать ошибки. Особенно остро вопрос стоит, когда речь заходит об отношениях подросшего чада с кем-то «со стороны». Отцы, естественно, желают дочерям только лучшего — и им больно видеть, когда те выбирают себе в пару «не того» парня. Тем более всё усложняется, когда становится очевидно, что в «историю любви» примешаны ещё и наркотики… Эта ситуация понятна, наверное, во всём мире. Но понадобится время, чтобы вспомнить названия российских кинолент, в основе которых лежат аналогичные «простые» истории про сегодняшний день и окружающую нас действительность. У нас, как правило, снимается какое-то совершенно другое кино, и «простой» (но необыкновенно востребованный из-за своей узнаваемости) сюжет про мальчика, сбежавшего из дома из-за развода родителей, — вовсе не правило, а исключение. Другое дело, конечно, каким образом распоряжается с этой завязкой Кормакур — хотя развитие сюжета в жанре триллера вовсе не кажется чем-то сверхъестественным, особенно на фоне наших будничных новостей, зачастую напоминающих криминальную сводку. Но важнее другое. «Клятва» действительно очень простая, лишённая пафоса и «амбиций» работа. Но этим она и берёт. В ней есть главное — история, которая ведёт тебя за собой, характеры, в которых ты легко узнаёшь если не себя, то знакомых, ситуации, про которые ты понимаешь: вот это правда, я в это верю. Здесь очень сдержанная, без излишеств, актёрская игра (сам Кормакур в главной роли), не вызывающая каких-либо бешеных восторгов операторская работа… И вместе с тем это фильм, который интересно досмотреть до конца — чтобы узнать, чем тут дело закончилось. И это очень важное умение — снимать вот такое кино, которое у нас если и не утрачено, то почему-то сейчас совсем не востребовано. Фильм «Клятва» в прокате с 17-го августа.