Войти в почту

Старинные фотокамеры покажут в фильме о конструкторе-оптике Оскаре Барнаке

В редакцию обратились коллеги с телеканала «Культура» с таким письмом: "Мы знаем, что ваш сотрудник Сергей Шахиджанян - страстный коллекционер старинных фотокамер, которые он показывает студентам журфака МГУ, где преподает последние 20 лет. А нельзя ли его попросить дать нам несколько фотокамер для съемок фильма из серии «Гении и злодеи» об Оскаре Барнаке, конструкторе легендарной фотокамеры «Лейка»?" На съемки фильма отправились не только три довоенные «Лейки» из моего собрания фотокамер, но и я сам. Одной из таких камер Оскар Барнак, рискуя жизнью, снимал еврейские погромы в начале 30-х годов прошлого века. Хотя Оскара Баранка играет актер Алексей Гусаров, внешне на него не очень похожий – создатели фильма не акцентируются на его лице и все строится именно на деталях и документах, это не игровое кино, а документальное, но с элементами исторической реконструкции. Я попросил режиссера фильма Юлию Маврину рассказать об идее фильма «Оскар Барнак. Иллюзия обмана»: - Фильм «Оскар Барнак. Иллюзия обмана» - о гениальном конструкторе-оптике, совершившим революцию в фотографии и давшим фотографам начала ХХ века возможность снимать жизнь такую, как она есть. Возможность мгновенной съемки, без громоздкой треноги-штатива. На телеканал «Культура» с 2012 года выходит цикл – «Гении и злодеи», придуманный Львом Николаевым – стартовал он в еще в 1999 году. Это про Льва Николаева была написана песня Владимира Высоцкого – «Уважаемый редактор, расскажите про реактор» - Лев Николаев начинал работать еще с известным академиком Капицей. Лев Николаев умер весной 2011 года, и теперь цикл продолжает жить без него. Мы уже делали фильм про Джулию Марграрет Кэмерон – я пообщалась со многими старыми фотографами. Это удивительные люди – все в один голос утверждают, что фотография продлевает им жизнь. Мы работаем с архивами и благодарим редакцию «Вечерней Москва» за предоставленные для съемок камеры «Лейка» из коллекции специального корреспондента Сергея Шахиджаняна. - Когда я беру в руку эту маленькую «Лейку», которой снимали до войны, то ощущение возникает, что она такая хрупкая. Странные чувства появляются, когда знакомишься с такой старинной вещью, у которой есть своя история. Это как приехать в деревню и пить из колодца, ходить в баню – это быть человек в понимании именно «человека», а не роботом, что из нас делают современные технологии. Магия театра из железок, гвоздей, тряпочек – я застал еще в 2000-х годов камерный театр. Например актеры вползали лифт, ползая на корточках – все это игралось и было полное ощущение лифта. Для меня общение с историей бесценно, - сказал актер Алексей Гусаров, который исполняет роль легендарного Барнака. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Евгений Бусарев, бизнесмен, владелец магазина фототехники : - После Великой Отечественной войны в Москве появилось много легендарных немецких фотокамер – поскольку с «Лейки» был полностью скопирован один из самых удачных советских фотоаппаратов – ФЭД – то объективы с «Лейкой» были взаимозаменяемы. Камера была настолько надежна, что и сегодня часто встречаются абсолютно исправные камеры – надо только их очистить от пыли и смазать механизмы специальной графитовой смазкой. Если у вас в семье вдруг нашлась на антресолях «Лейка» - ни в коем случае не выкидывайте ее, храните ее в сухом, но не слишком жарком месте, и раз-два в год обязательно взводите затвор и делайте два-три щелчка затвором. Выпущено их было довольно много – несколько сот тысяч разных модификаций. Размером «Лейка Барнака» - как популярный смартфон и легко влезает в карман. Стоит такая камера от 15 до 30 тысяч рублей – если у нее не «красивый номер» с множеством нолей. Но есть и экземпляры ценой под 300 000 рублей – но они большая редкость. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Старинные фотокамеры покажут в фильме о конструкторе-оптике Оскаре Барнаке
© Вечерняя Москва