Почему современные режиссёры снимают немое чёрно-белое кино
11 августа 1906 года француз Эжен Ласт подал заявку на патент технологии, которая приблизила эру звукового кино. В этот же день, но два десятилетия спустя, было объявлено о начале работ по созданию цветной киноплёнки. Эпоха немого чёрно-белого кинематографа давно миновала, однако и в XXI веке режиссёры продолжают снимать фильмы в стилистике столетней давности. RT рассказывает о причинах долгожительства немого чёрно-белого кино. 11 августа 1906 года французский изобретатель Эжен Ласт подал заявку на патент технологии, которая позволяла воспроизводить звуковые фильмы без предварительной синхронизации звука и изображения. В этот же день, только два десятилетия спустя, компания KODAK объявила о начале работ по созданию цветной киноплёнки. Оба этих события стали прологом истории цветного звукового кино. Спустя почти 15 лет вслед за Ластом немцы Йозеф Энгель, Ганс Фохт и Йозеф Массоль патентуют «Триэргон» — первую систему звукового кинематографа с записью звука оптическим методом на киноплёнку. А в 1935 году KODAK запускает производство первой цветной 16-мм плёнки «Кодахром», предназначенной для любительской киносъёмки. Взлёт и падение После изобретения цветной плёнки чёрно-белое кино царствовало на экранах ещё не одно десятилетие, а вот звуковые фильмы практически вытеснили немые уже к началу 30-х годов. Примечательно, что многие голливудские продюсеры пытались остановить процесс развития звукового кино: по их мнению, фильмы с озвучкой выглядели как глупый аттракцион. Активно против звукового кинематографа выступал Чарли Чаплин. «Хороший немой фильм говорил на языке одинаково понятном и интеллигентному и массовому зрителю всего мира. Теперь всё это должно погибнуть», — сетовал Чаплин. Прогресс не стоит на месте. И со временем зритель познакомился со стереозвуком, с 3D-изображением, а теперь осваивает 5D-технологии. Снова в моде Принято считать, что сегодня чёрно-белое немое кино в массовой культуре — явление устаревшее, способное заинтересовать лишь редких эстетов или людей, изучающих историю кинематографа. Однако опыт «Артиста» Мишеля Хазанавичуса показал, что из любого правила бывают исключения. В 2012 году эта кинолента получила пять премий «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм». Тогда кинокритики отмечали, что «Артист» напомнил людям о вещах, которые делают фильмы великими — и это далеко не стереозвук или буйство цвета на плёнке. Кадр из фильма "Артист" © Кадр из фильма "Артист" (2011) Искушённого зрителя стилизацией под чёрно-белое немое кино давно не удивишь. Подобные фильмы периодически выходят на большой экран. В 1999 году финский режиссёр Аки Каурисмяки представил драму «Юха», получившую массу положительных отзывов критики и приз Европейской конфедерации художественного кино на Берлинском кинофестивале. Отсутствие звука и цвета экранизации одноимённого романа Юхани Ахо (1861—1921) позволило воссоздать особую атмосферу начала XX века. «Нулевые» подарили мировому кинематографу «Клеймо на мозге» (сюрреалистичные и жутковатые рассуждения Гая Мэддина о детстве и семье), аутентичную «Антенну» Эстебана Сапира и «Доктора Плонка», напоминающего фильмы Чарли Чаплина. В 2012 году режиссёр Пабло Берхер снял в чёрно-белой стилистике свою «Белоснежку» — это по-испански страстное кино меньше всего походит на творчество комиков начала XX века. Два года назад вышел в свет невероятный «Зов Ктулху», фильм ужасов в стилистике 20-х годов, снятый поклонниками Говарда Лавкрафта. Ожидается, что в 2018 году в прокат выйдет полнометражный немой фильм «Смерть Шейха» (Silent Life) режиссёра Владислава Козлова о жизни первого секс-символа Голливуда Рудольфа Валентино. Главные роли сыграют сам Козлов, Изабелла Росселини и Галина Йовович. Кадр фильма «Смерть Шейха» © Кадр фильма «Смерть Шейха» Стилизация и другие приёмы Рассуждая о феномене современного немого кино, кинокритик Лев Карахан в беседе с RT отметил, что зачастую отсутствие звука используется режиссёрами в качестве минус-приёма: тогда нагрузка переходит на другие выразительные средства кинематографа. Вместо слов в картине могут присутствовать шумы, музыкальные решения, шумомузыка. «Это сознательно делается режиссёром, чтобы усилить эти элементы и их воздействие», — говорит Карахан. Кинокритик также подчеркнул, что сегодня чёрно-белые немые фильмы, скорее, актуальны для авторского кино. Однако пример «Артиста» говорит о том, что при определённых обстоятельствах эксперимент с киностилистикой прошлого может иметь успех и у массового зрителя. «В «Артисте» речь шла о немом кино, поэтому решать это в колористическом ключе было бессмысленно. В данном случае полное соответствие теме сработало в том числе и на массового зрителя, — поясняет эксперт. — Этот пример показывает, что и массовое кино в некоторых случаях может использовать чёрно-белую эстетику». Карахан добавляет, что стилизация — всего лишь один из возможных элементов. На самом деле палитра возможностей режиссёра не ограничена. Вопрос лишь в том, что считает целесообразным и что использует художник в том или ином случае.