Токарев вспоминает «Двух капитанов» и ищет правду на экране
20 августа заслуженный артист России и первый вицепрезидент Гильдии актеров кино Борис Токарев собирается встречать свое 70-летие прямо на съемочной площадке, работая над новым фильмом. Обозреватель «ВМ» с трудом вписалась в плотный график артиста. — Борис Васильевич, думали ли вы сорок лет назад, что роль Сани Григорьева из «Двух капитанов» станет вашей визитной карточкой? — Нет, конечно. Но, как ни странно, первый фильм «Два капитана», который был снят еще в 1956-м Венгеровым с прекрасной актрисой Заботкиной в роли Кати, был моим любимым. О роли Сани Григорьева можно было только мечтать. Но все сбылось. — Какие наиболее яркие моменты о тех съемках хранит память? — Они связаны с моим другом — режиссером Женей Кареловым и, к сожалению, окрашены трагическим оттенком: Женя погиб сразу после съемок в Пицунде прямо у меня на глазах. Вошел в море и не вышел — остановилось сердце. — Вы играли во многих военных фильмах, но, видимо, как-то особенно выделяете картину «Горячий снег»? — Есть такое. Хотя существует много других военных картин, которые тоже очень люблю. Это и «Александр Маленький», где я сыграл капитана Цветова, и «А зори здесь тихие». — А я ведь этот вопрос задала не случайно. Сейчас все кинулись снимать военное кино, но часто оно выглядит неубедительно. Как считаете, чего ему не хватает? — Все просто: сегодня во многих случаях из фильма о войне делается боевик. Это неправильно. То, что на экране стреляют, не имеет отношения к военному кино. Потому что не затрагивается психология войны. А все великие военные советские картины — не про стрельбу и даже не про героизм. Они — про отношение людей. Поэтому и остаются навсегда. Возьмите любую громкую картину, например «Летят журавли». Это фильм — про любовь. Хотя там есть война. Или «В бой идут один старики». Или тот же «Горячий снег». Это фильмы про мальчишек, которые оказались в окопах, даже не предполагая, что им придется воевать. — Я беседовала на эту тему с замечательным оператором Анатолием Мукасеем, который считает, что дело еще и в том, что в них снимались люди, прошедшие войну, и в их глазах есть нечто совсем другое. — Не совсем согласен с Анатолием Михайловичем. У нас есть достойные военные картины, сделанные молодыми людьми. Например, замечательный фильм Коли Лебедева «Звезда». Он мог читать книжки, смотреть фильмы, но сам там не был. Просто он тоже рассказывает о чувствах. Хотя это, скорее, исключение. К сожалению, во многих фильмах военная ситуация на экране характеризуется пальбой и беготней. А на самом деле, как рассказывают профессиональные военные, с которыми мне много приходилось встречаться в Афганистане и других горячих точках, за первые три минуты боя в живых остается половина. Так что эта красивая стрельба с перебежками — это неправда. — Вы собираетесь отмечать юбилей на съемочной площадке? — Да, и это самый лучший подарок людям нашей профессии. Задуман проект «Славные имена России». Он — о людях, которые много сделали для страны, но, к сожалению, забыты. А среди них попадаются удивительные персонажи! Как, например, Петр Ионович Губонин. Это он превратил татарскую деревушку Гурзуф в курорт, построил пять тысяч верст железных дорог, три металлургических завода, один из которых в Брянске работает до сих пор. Он сделал столько, что умом не охватить. А родился ведь крепостным помещика Бибикова, но работал настолько успешно, что в 19 лет выкупил себя и семью, а к концу жизни император Александр II, считая его идеалом русского мужика, даровал ему дворянство с гербом, на котором было начертано «Не себе, а Родине». Петр Ионович строил каменные мосты, облицовывал камнем Исаакиевский собор, храм Христа Спасителя и Спаса на Крови. Он открыл Бауманское техническое училище и имеет прямое отношение к созданию Политехнического музея. Потому что, когда в Москве проходила выставка, ему, как железнодорожному королю, поручили построить павильон. Так он выстроил современный железнодорожный вокзал, который еще был и выставочным павильоном и на который приходил реальный поезд. Потом после выставки все это переехало, став основой Политехнического музея. — Об этой любопытной исторической фигуре, помнится, с юмором писал Гиляровский? — С Губониным связаны фантастические вещи. Гиляровский писал, как однажды сидел в Сандуновских банях и вдруг банщики побросали именитых гостей и куда-то умчались. Оказалось — приехал Губонин. А он имел обычай, входя, раздавать всем банщикам по серебряному рублю. То же самое он проделывал, входя в министерство. Шел по коридору — выскакивали чиновники, а он каждому давал серебряный рубль, кланялся в пояс и говорил: «Спасибо, что радеете за государство Российское!» О нем слагались легенды, а газеты пестрели карикатурами на него, поскольку, с одной стороны, он был миллиардером, а с другой — ходил как купец — в сапогах-бутылках и сюртуке. При этом имел множество иностранных орденов, занимаясь первыми нефтяными разработками в Азербайджане и открыв первый русский банк без иностранного капитала. Вот про такую легендарную личность мы снимаем фильм. — Сценарий написала ваша супруга Людмила Гладунко? — Да. И она — автор всего проекта «Славные имена России». Далее планирует снимать фильм о Дашковой, которая была первым и единственным в мире президентом Академии наук! Дама удивительная, о ней современники писали невероятные вещи — о ее образовании, такте, уме, понимании. — У вас ведь с Людмилой Гладунко был совместный проект «Моя Пречистенка». Подбираясь к теме Москвы, хочу спросить, почему вы оба, родившиеся за пределами столицы, выбрали именно эту улицу? — Я могу называть себя москвичом. Мы жили в центре, на Бронной, я там и в школу ходил. Просто мама поехала меня рожать к родне в Калужскую область. Для меня Патриаршие, Остоженка, Сретенка — родное пространство. А в названии «Моя Пречистенка» много чего заключено: здесь есть что-то от божественного слова «причастие», это сердце Москвы. Снимали мы во дворе знаменитого дома Охотникова, где располагается много художественных мастерских. — Вы — режиссер со стажем, член жюри многих фестивалей. Чего нашему кино сегодня не хватает? — Ему хватает всего. Но у нас нет проката. Государство успешно помогает кинематографистам. Но оно же, и это парадоксально, совершенно не участвует в прокате и не хочет чтото делать, чтобы свои деньги вернуть. Это меня озадачивает по-настоящему. СПРАВКА Борис Токарев родился 20 августа 1947 года — актер театра и кино, кинорежиссер. Заслуженный артист России, первый вице-президент Гильдии актеров кино России, генеральный продюсер студии «Дебют». Снимался в картинах «Два капитана», «А зори здесь тихие»,«Князь Игорь», «Горячий снег», «Это мы не проходили». Как режиссер снял фильмы «Нас венчали не в церкви», «Площадь Восстания», «Отшельник», «Не покидай меня, любовь». Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!