Закадровая политика
Против чего готовы пойти режиссеры ради своих фильмов спецпроект .b-article .contra:before { background-size: contain; background-position: 50% 50%; } .contra__media .photo { background-color: rgba(149,119,40,.7); min-height: 30px; } .contra { margin-bottom: 30px; font: 0/0 a; } .contra__director { padding: 0 15px; font: 16px/28px Arial, sans-serif; background-color: #666; color: #CEB144; display: inline-block; text-transform: uppercase; } .contra__title { font: 20px/24px Arial, sans-serif; color: white; background-color: #666; /* height: 28px; */ padding: 0 15px; text-transform: uppercase; } .contra__text { margin: 15px; font: 16px/1.3 Georgia, serif; } .contra__media_picsign { font: bold 16px/20px Arial, sans-serif; color: #B49F6D; text-align: right; padding-right: 18px; } .contra__photo { margin: 15px; } .contra__picsign { text-align: right; font: 12px/14px Arial, sans-serif; box-sizing: border-box; color: #999; } .contra .vicon--close { margin-left: 15px; } @media only screen and (min-width: 600px) { .contra__body { margin-left: calc(100% / 870 * 270); } .b-article .contra:before { background-size: 40%; background-position: 24% 40%; } .sp_w10_vvodka { margin-right: 330px; } .contra__media { width: calc(100% / 600 * 270); display: inline-block; float: left; margin-left: calc(-100% / 600 * 270); text-align: right; } .contra__director { max-width: calc(100% / 600 * 270); transform: translateX(-100%); } .contra__title { padding: 5px 30px; } .contra__text { margin: 30px; } .contra__photo { margin: 30px; } .contra__photo .photo { display: inline-block; vertical-align: bottom; width: 100%; margin-right: -100%; } .contra__photo .photo img { max-width: 100%; } .contra__picsign { display: inline-block; width: calc(100% / 600 * 270); margin-left: calc(-100% / 600 * 270); vertical-align: bottom; padding-right: 30px; } .contra .vicon--close { margin-left: 30px; } .contra__media_picsign { padding-right: 0; } } Закадровая политика Против чего готовы пойти режиссеры ради своих фильмов 45 лет назад вышел дебютный фильм Уэса Крейвена "Последний дом слева". Чтобы это произошло, режиссеру пришлось пойти на преступление. Американская ассоциация кинокомпаний выдала триллеру, в котором сбежавшие из тюрьмы бандиты насилуют и убивают девочку-подростка, а потом и сами становятся жертвами ее родителей, рейтинг Х, фактически закрывавший фильму массовый прокат. Тогда Крейвен с продюсером Шоном С. Каннингемом выкрали из рейтинговой комиссии печать с буквой R и подделали рейтинг. Weekend вспомнил других отчаянных режиссеров и выяснил, как далеко они готовы пойти ради своих фильмов Эд Вуд Против свободы вероисповедания «План 9 из открытого космоса», 1959 год Эд Вуд, может, и был "худшим режиссеров всех времен", но своей работе был исключительно предан: однажды, чтобы получить финансирование для нового фильма, он даже стал баптистом. Вуд часто находил далеких от кино людей, готовых инвестировать в его фильмы в обмен на небольшую услугу: например, в "Невесте монстра" он снял сына владельца техасской скотобойни, давшего деньги на фильм. В случае с "Планом 9 из открытого космоса" пришлось пойти дальше: Южная баптистская конвенция, крупнейшая протестантская организация США, согласилась выступить инвестором, если Вуд откажется от кощунственного названия "Расхитители могил из открытого космоса" и перейдет в протестантскую веру, поскольку только принявший Христа кинематографист, по мнению будущего продюсера фильма пастора Дж. Эдварда Рейнольдса, был достоин баптистских денег. Вуд не только согласился на эти требования, но еще и велел всей съемочной группе пройти вместе с ним обряд крещения, а также позволил пастору Рейнольдсу сыграть в фильме небольшую роль -- одного из расхитителей могил. Майкл Кертиц Против техники безопасности «Ноев ковчег», 1928 год Майкл Кертиц известен как самый быстрый и самый деспотичный режиссер раннего Голливуда. Второе неудивительно: чтобы снимать по пять фильмов в год, надо было не только научиться на всем экономить, но и перестать видеть в актерах людей. Показательный случай произошел на съемках "Ноева ковчега" в 1928 году: в кульминационной сцене потопа Кертиц решил не тратиться на каскадеров и использовать актеров массовки, а для большей убедительности -- не предупреждать, когда на них обрушится несколько миллионов литров воды. Хотя оператор утверждал, что сцену можно снять без угрозы для актеров в несколько заходов, Кертиц предпочел сменить оператора и снять эпизод одним дублем. В результате трое актеров утонули, еще 35 получили травмы разной степени тяжести, а исполнительница главной роли заболела воспалением легких. Дело постарались замять, представив произошедшее как несчастный случай, но считается, что именно эта трагедия заставила голливудских актеров всерьез задуматься о защите своих прав и организовать Гильдию киноактеров, одной из задач которой стал контроль за соблюдением техники безопасности на съемочной площадке. Фото: AF archive / Alamy Stock Photo /VOSTOCK-PHOTO Альфред Хичкок Против кодекса Хейса «Дурная слава», 1946 год Один из самых изящных способов обойти цензуру принадлежит Альфреду Хичкоку. В 1930 году в США был принят кодекс Хейса -- свод этических правил, контролировавший нравственность в кино. Кодекс запрещал раскрывать методы совершения преступления, демонстрировать обнаженное тело, оправдывать внебрачные отношения и неуважительно отзываться о религии, но и на то, что разрешалось, налагал четкие ограничения. Так, например, поцелуй на экране мог длиться максимум 3,5 секунды. Пуританский регламент потребовал от Хичкока изобретательности: снимая в 1946 году "Дурную славу", он решил не ломать романтическую сцену между главными героями в исполнении Ингрид Бергман и Кэри Гранта и "разбавил" эпизод с поцелуем диалогом, заставив целующихся актеров каждые три секунды прерываться на обсуждение предстоящего обеда из курицы. Получившаяся сцена длилась более трех минут, но цензорам из Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов придраться к картине не удалось. Кэри Грант, Ингрид Бергман и Альфред Хичкок на съемках «Дурной славы», 1946 год Леонид Гайдай Против Госкино «Бриллиантовая рука», 1968 год Стриптиз в исполнении Светланы Светличной в "Бриллиантовой руке" стал первой эротической сценой советского кинематографа. Вернее, Леонид Гайдай стал первым советским режиссером, которому удалось провести эротическую сцену через Государственный комитет по кинематографии. Еще до начала съемок комиссия велела убрать стриптиз из сценария, а заодно сократить количество сцен с употреблением алкоголя, расширить роль милиции, убрать песни "А нам все равно" и "Остров невезения" и сцену с турецкой проституткой. Гайдай этих требований исполнять не стал и, несмотря на приставленного сотрудника КГБ, снял фильм по первоначальному сценарию, не только ничего не убрав, но еще и вставив в финал ядерный взрыв. Как и рассчитывал режиссер, на приемной комиссии председатель Госкино Алексей Романов категорически потребовал убрать финальную сцену, забыв от возмущения про песни, стриптиз и пьяного главного героя. Стэнли Кубрик Против психического здоровья актеров «Сияние», 1980 год В 1979 году на съемках "Сияния" Стэнли Кубрик, по воспоминаниям членов его команды, в жестокости едва не превзошел одержимого убийством главного героя. На протяжении 13 месяцев съемок режиссер требовал от исполнителей главных ролей не выходить из образа и поддерживать себя в том эмоциональном состоянии, в котором находятся их персонажи. Джек Николсон должен был вести себя агрессивно и имитировать безумие, а исполнительница главной женской роли Шелли Дюваль -- безостановочно плакать. И если Николсон справлялся с задачей самостоятельно, то Дюваль режиссер помогал: он запретил съемочной группе поддерживать актрису, а сам постоянно кричал на нее во время съемок, обвиняя в нерасторопности и трате продюсерских денег. Кубрик не жалел ни исполнителей, ни пленки: эпизод, в котором Дюваль с битой в руках пятится от Николсона на лестнице, Кубрик снял со 127-го дубля, после чего у актрисы случился нервный срыв и начали выпадать волосы. Впрочем, сама Дюваль, хотя и вспоминала поведение Кубрика с ужасом, говорила, что этот "уникальный актерский опыт" она не променяла бы ни на что. Шелли Дюваль и Джек Николсон на съемках «Сияния», 1979 год Дэвид О. Расселл Против другого режиссера «Взломщики сердец», 2004 год Для своей экзистенциальной комедии "Взломщики сердец" Дэвид О. Расселл собрал впечатляющий состав актеров: Изабель Юппер, Дастин Хоффман, Марк Уолберг, Лили Томлин, Джейсон Шварцман, Джуд Лоу и Гвинет Пэлтроу. Неудивительно, что когда два исполнителя вышли из проекта незадолго до начала съемок, режиссер вышел из себя. И если Гвинет Пэлтроу отказалась сниматься из-за смерти отца, что можно было счесть уважительной причиной, то Джуд Лоу просто предпочел тихой комедии потенциальный блокбастер Кристофера Нолана "Бэтмен. Начало". Гвинет Пэлтроу Расселл заменил на Наоми Уоттс, а вот за Лоу решил побороться -- в буквальном смысле. Встретив Кристофера Нолана на вечеринке, Расселл заломил ему руку и велел больше не красть его звезд. На следующий день Лоу вернулся в проект. Фото: DIOMEDIA / Photos 12 Cinema Руджеро Деодато Против гуманного отношения к животным «Ад каннибалов», 1980 год Далеко не всегда режиссеру удается уйти безнаказанно: Руджеро Деодато, например, получил четыре месяца условно за "Ад каннибалов" -- первый прокатный хит в жанре found footage. По сюжету, документалисты, снимавшие индейцев-каннибалов, пропадают в южноамериканских лесах, а отправляющийся на их поиски профессор находит пленку, из которой -- вместе со зрителями -- узнает, как киношники убили нескольких животных, изнасиловали туземку, подожгли индейскую деревню, после чего были съедены. Деодато хотел, чтобы зрители поверили, что найденная профессором съемка действительно документальная. Убедить в этом зрителя было не так просто -- требовались весомые аргументы. И режиссер их представил, расчленив в кадре черепаху. Впрочем, одной черепахой он не ограничился: за время съемок были также убиты свинья, паук-птицеед, енот коати, беличья обезьяна и удав. Желаемого эффекта Деодато добился -- шокированные зверскими убийствами животных зрители поверили, что и убийства людей в фильме настоящие. Спустя несколько дней после итальянской премьеры Деодато вместе с оператором и продюсером картины были арестованы по обвинению в убийстве актеров и жестоком обращении с животными. От убийства людей кинематографистам удалось отделаться, представив суду живых актеров, а вот за убийство животных были приговорены к четырем месяцам условно и штрафу в $300. Фрэнсис Форд Коппола Против гуманного отношения к природе «Апокалипсис сегодня», 1979 год Фрэнсис Форд Коппола к атаке защитников природы подготовился заранее и отправился снимать свою эпопею о вьетнамской войне на Филиппины, решив, что на фоне перехода страны от президентской республики к диктатуре никто не заметит, как он будет жечь тропические леса. К тому же президент страны Фердинанд Маркос пообещал дать ему вертолеты -- все шло к тому, что эпизод, в котором американская авиация пускает на вьетконговцев напалмовые бомбы, удастся снять максимально приближенным к реальности. За склонность к натурализму пришлось заплатить: запланированные 14 недель съемочного процесса превратились в 16 месяцев. За это время Мартин Шин чуть не умер, настигнутый посреди леса сердечным приступом, Марлон Брандо растолстел так, что не влезал в форму, и пришлось нанять ему дублера, тайфун уничтожил часть съемочной площадки -- и это не считая тропических болезней, ночных атак тигров и необходимости периодически возвращать вертолеты Маркосу для войны с оппозицией. Из-за задержек и накладок Коппола постоянно переписывал сценарий, но главную сцену с напалмом все-таки снял так, как задумал, спалив несколько километров тропического леса с помощью 4,5 тыс. литров бензина. Впоследствии он утверждал, что за возможность сделать это простил Филиппинам все неприятности. Фрэнсис Форд Коппола (слева) на съемках «Апокалипсиса сегодня», 1976 год Йылмаз Гюней Против пенитенциарной системы «Дорога», 1981 год К 1974 году турецкий режиссер Йылмаз Гюней, кумир Алехандро Гонсалеса Иньярриту, успел провести в тюрьме около четырех лет: критиковавшего власти курда турецкое правительство несколько раз сажало за коммунистическую пропаганду и укрытие анархистов. Поэтому новый приговор по сфабрикованному делу -- Гюнею дали 19 лет за убийство -- сначала не очень отразился на его творческой деятельности: за следующие шесть лет вышло пять фильмов по его сценариям, а его ассистент Шериф Герен доснял начатый Гюнеем еще на свободе фильм "Тревога". В 1980 году, следуя покадровому сценарию Гюнея, Герен начал снимать фильм "Дорога": рассказ о заключенных, выпущенных на неделю из тюрьмы в увольнительную. Монтировать навеянный личным опытом фильм Гюней хотел сам -- отпущенный из тюрьмы на несколько дней для празднования Ураза-байрама с семьей, режиссер бежал из страны на подготовленной его новыми швейцарскими продюсерами лодке. В Швейцарии Гюней доделал "Дорогу": фильм получил "Золотую пальмовую ветвь", а режиссер -- заочно -- еще 22 года тюрьмы. Джон Уотерс Против системы пищеварения «Розовые фламинго», 1972 год Отчисленный из Нью-Йоркского киноинститута 26-летний Джон Уотерс, будущий патриарх трэша, мечтал снять самую шокирующую сцену в кино, но так, чтобы не нарушать закон. План удалось реализовать в финале "Розовых фламинго": по сюжету, главная героиня в исполнении Дивайн пытается отстоять звание самой грязной твари в мире -- и после многочисленных убийств, инцеста и акта каннибализма в итоге побеждает, провозглашая свой девиз: "Прикончи каждого! Смотри сквозь пальцы на убийства первой степени! Поддерживай людоедов! Ешь дерьмо!". Так в голове Уотерса появилась концепция шокирующей финальной сцены, в которой героиня должна есть собачье дерьмо. Три часа актриса бегала за собакой в сопровождении оператора и режиссера, но все мучения были вознаграждены. Дивайн превратилась в икону американской контркультурной сцены, а "Розовые фламинго" стали хитом ночных кинопоказов (в нью-йоркском прокате картина продержалась два года, а в лос-анджелесском -- 10 лет), хотя желудки многих зрители и не выдерживали финала. Сам Уотерс ликовал, утверждая, что для него приступы рвоты на этом фильме сродни стоячим овациям. Джон Уотерс, Дивайн, Дэнни Миллс и Мэри Вивиан Пирс на съемках «Розовых фламинго», 1972 год О том, на какие еще ухищрения готовы пойти режиссеры ради искусства, — в нашем телеграм-канале