Войти в почту

Фильм о киргизском манасчи представят на фестивале в Канаде

Об истории и быте киргизского народа, жизни сказителя, его встрече с Чингизом Айтматовым и даже о его мистических снах повествуется в кинопоэме "Саякбай". Закрытый показ картины уже с успехом прошел в Бишкеке. Западные зрители смогут оценить труд киргизских кинематографистов на международном фестивале, который состоится с 24 августа по четвертое сентября в Монреале (Канада). Премьера фильма в кинотеатрах республики запланирована на седьмое сентября. Кинолента "Саякбай" для ее режиссера и по совместительству сценариста Эрнеста Абдыжапарова стала своего рода личной вершиной мастерства. - Это высшая точка в моем творчестве, - говорит он. - Фильм получился многогранный и многоплановый, с глубинными пластами. В нем отлично сработала вся группа: операторы, осветители, декораторы, художники по костюмам. Великолепная музыка Муратбека Бегалиева сделала фильм атмосферным. Актеры сыграли так, что создалось впечатление, будто их герои ожили. А без продюсера Саматбека Ибраева кинокартины вообще бы не было. Главную роль в фильме отдали актеру Марату Жанталиеву - известному эстрадному комику и пародисту. - Многие сомневались, что он сможет сыграть Саякбая Каралаева, - признается Эрнест Абдыжапаров. - Но стоило Марату переодеться и загримироваться, в него как будто кто-то вселялся и подсказывал, как именно нужно играть. Просматривая отснятые сцены, актер сам удивлялся, насколько он похож на Каралаева. Мистика заняла почетное место не только на съемочной площадке, но и в фильме. По словам Эрнеста Абдыжапарова, это обусловлено самой природой сказительства эпоса "Манас": поэту во сне является некий дух и вдохновляет его на устное творчество. - Дух Манаса в крови каждого киргиза. Я не исключение, - говорит режиссер. - Я долго изучал и исследовал эпос, сопоставлял его с историей. Так и родилась идея: показать сказителя эпоса, рассказать, как и почему Саякбай Каралаев стал выдающимся манасчи. Картина получилась емкой. В 80 минут кинематографисты постарались вместить все: быт, политику, войны, биографию Каралаева от рождения до смерти, его отношения с супругой, с любимым беркутом, с духом Манаса. Также в повествовании присутствует Чингиз Айтматов, который назвал Саякбая Каралаева Гомером XX века. Писателя - одного из главных персонажей - сыграл его сын Эльдар Айтматов. Несмотря на отсутствие актерского опыта и волнение во время съемок, с ролью младший Айтматов справился. - Я попросил его быть самим собой, а не изображать отца. Мне нужны были живые эмоции, - рассказывает Эрнест Абдыжапаров. - Благодаря тому что Эльдар сыграл самого себя, а в его жилах текла айтматовская кровь, получился интересный образ. Другого актера - беркута - опытная команда кинематографистов смогла так настроить на роль, что финальную сцену с ним сняли с первого дубля. Впрочем, сам Эрнест Абдыжапаров усматривает в этом своего рода мистику. - Сначала мы выбрали взрослого большого беркута. Но он, кроме своего хозяина, никого к себе не подпускал. Тогда нам предложили совсем молодую птицу, - рассказывает режиссер. - Чтобы наладить контакт, наш актер несколько раз выезжал с этим беркутом, кормил его мясом, бросал чучело лисы. И вот сцена: Саякбай прощается с беркутом - своим другом, с которым охотился всю жизнь. Он говорит ему: "Прости, что держал тебя столько лет в неволе. Теперь ты свободен". А птица в это время смотрит на актера так, будто все понимает. Когда молодого беркута, не знавшего свободного полета, отпустили, он покружился вокруг нас, камеры, будто давая себя снять, и улетел прочь. Хозяин только через четыре часа нашел его где-то в горах Иссык-Куля. Досье "РГ" Саякбай Каралаев (1894 - 1971 гг.) - народный артист Киргизской ССР, поэт и великий манасчи - исполнитель национального эпоса "Манас". Он обладал уникальной памятью, хорошо знал национальный фольклор. Сказитель сам исполнял разработанные им традиционные сюжеты из эпоса "Манас", прекрасно импровизировал. Портрет Саякбая Каралаева помещен на банкноте достоинством 500 сомов.

Фильм о киргизском манасчи представят на фестивале в Канаде
© Российская Газета