Фильм «Бабушка легкого поведения»: изнасилование мозга 18+
Покидала кинотеатр, слегка пошатываясь и матерясь. Примерно так, наверное, выходит девушка из машины, в которую ее час назад позвали незнакомцы «покататься». Теперь они же хохочут вослед: а чего же ты ждала, глупая, разве не видела, куда садишься? В самом деле, чего я ожидала? Современная российская комедия. В главной роли – Александр Ревва, партнерша – Глюкоза, она же Наталья Чистякова-Ионова, режиссер — Марюс Вайсберг, вошедший в большое кино с киношлаком «Гитлер капут!» (то, что это шлак – не только мое мнение, 42 тысячи посетителей «Кинопоиска» поставили фильму в среднем 2,5 балла из десяти). В общем, как в поговорке – «заходи, не бойся – выходи, не плачь». Но раз уж посмотрела – докладываю. Итак, «БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ». Для кого Если вам понравились «Корпоратив», «Женщины против мужчин», «Выпускной» или «Дублер» с тем же Александром Реввой в двух главных ролях — идите. К просмотру обязательно подготовьтесь, сделайте то, что вы обычно перед такими фильмами делаете, чтобы происходящее на экране казалось еще более смешным. Главная мысль «Я ведь ничего плохого хорошим людям не делал! Впрочем, как и хорошего плохим» О чем Саня Рубинштейн – аферист, зарывающий актерский талант в деньгах, шикарных шмотках и женщинах с чистой кожей и грязными мыслями. Правда, как он сам откровенничает со зрителем, с тех пор, как баррель нефти опустился в цене до 45 долларов, женщины стали пахнуть хуже, а ездить отдыхать приходится уже не в Куршавель, а на курорты Краснодарского края. Видимо, поэтому персонаж не заметил, как просрочил загранпаспорт. Он не смог «свалить», когда насолил одновременно бандитам и высокопоставленным чиновникам. Отсиживаться пришлось в подмосковном доме престарелых, приняв облик пожилой женщины. Там он находит и приют, и любовь, и возможность станцевать на сцене перед Филиппом Киркоровым, и целую команду стариков, готовых беспричинно рисковать за него жизнью, и легкое решение всех своих проблем. Что к чему Уже целых тридцать лет отечественные комедиографы в погоне за легким рублем убеждают нас, что романтическая комедия – это когда в каждом кусте по роялю, в сценарии — сплошной абсурд, а Станиславскому в гроб вгоняют кол, чтобы он со своим «Не верю!», не дай бог, не вылез и не поубивал к чертовой матери актеров за поругание профессии. Россия в отечественной киновселенной – это страна чудес, где бандиты легко могут принять кучку бабушек и дедушек за партнеров по бизнесу и отдать им полный чемодан баксов или белого порошка. Где звезда эстрады приезжает в заштатный городок, чтобы возглавить жюри конкурса художественной самодеятельности. Где бабульки и дедульки за считанные дни делают такой танцевально-музыкальный номер, что Киркоров хочет выступать вместе с ними (эй, «Тодес», вот тебе чупа-чупс – иди, отдыхай!). В обыкновенном доме престарелых нет других забот, кроме личной жизни – ворох роз вручить через окно или цветную татуху с именем ненаглядного на плече наколоть. Быть сиделкой такого учреждения очень даже интересно: во-первых, можно горстями таскать у стариков таблетки и ловить от них приходы на брудершафт с заезжим мужиком, во-вторых, зарплата позволяет выглядеть так шикарно, что даже мэр города за ней ухлестывает. Сам мэр, кстати, ходит с бабами по злачным местам без охраны и позволяет начистить подставку для своих будущих очков любому желающему. Да и здание мэрии не охраняется никем, разве что любопытная собака подходит посмотреть – чего это люди по ночам в окна лезут. Такова Россия, какой нам ее презентуют создатели фильма! К слову, сценаристов у фильма аж четверо, в том числе режиссер Марюс Вайсберг и сам Александр Ревва. Вместе они придумали кучу шуток и гэгов. Главная фишка фильма – однополые поцелуи, которые случаются каждые десять минут. «Александра Петровна, вы что – лесбиянка? – Есть такой грешок»… Или когда в ходе перестрелки труп застреленного бандита падает на героя фильма, и губы обоих соприкасаются, залитые кровью. Ржака, да? А вот маленький мальчик, которого родная тетя обзывает мудаком, и другой маленький мальчик, которого уголовник-пенсионер пытается напоить чифиром и научить делать заточку из ложки. Ну, он же сидел, значит, ничего другого с детьми делать не умеет — ржака-ржака! Что касается романтики, ее тоже достаточно: главный герой приходит к знакомой паспортистке, у которой от его вида трусы сами спадывают (о да, «Аартур Пирожкоооов!»). Задрав свою конспиративную юбку, по-быстренькому удовлетворяет ее, а потом изливает душу: — «Знаешь, это последний раз. Я влюбился. Никогда ничего похожего не испытывал. Она такая замечательная!» (цитирую не точно, по памяти). И хорошо, что он это наконец обозначил, потому что догадаться невозможно. До этого момента он лишь пялился на зад главной героини и хватал за грудь, пользуясь своим женским камуфляжем. Глаза же у главного героя были слишком пусты для влюбленного, никакой «химии». Как видим, и с логикой, и с духовными ценностями в фильме – полный порядок. Что же у нас с моралью, чему учит кино? С нею все тоже неплохо. Во-первых, порядочных женщин не бывает. По крайней мере, в этом фильме. Они или отвечают на чьи-то ухаживания, будучи замужем, или встречаются с женатыми из-за их денег, или вместе с неженатыми охотятся за чужими деньгами. Если ни то, ни другое, ни третье, тогда они или старые дуры, или мегеры (нянечка в доме престарелых: «Еще раз позовешь ночью, палец сломаю!» — разумеется, в исполнении Марины Федункив). Вторая мораль фильма: думай и заботься только о себе. На протяжении всего фильма главный герой не отступает от этого правила. Выгул старушек по магазинам, в парикмахерскую и тату-салон не в счет — он сам там изрядно развлекся и вдобавок научил бабок воровать одежду. Что же он сделал для любимой? Хм… посидел разок с ее ребенком, пока та тусила с мэром, уговорил спеть песенку на концерте, и не будем забывать про волшебные таблетки, позаимствованные у старичков… Вполне достаточно для современного рыцаря, да? И третья мораль. Самая, пожалуй, глубокая. Если к вам каким-то образом попали улики, свидетельствующие о коррупции в высших эшелонах власти, то лучшее, что сможет с вами случиться, – это остаться в живых, безо всяких попыток ознакомиться с материалами! И будет вам счастье. А может, даже и сто тысяч долларов впридачу — но это опять из области фантастики. Совет Следите за документами, переоформляйте вовремя паспорта – а то мало ли что… P.S.: В титрах одно из имен помещено в траурную рамку. Месяц назад не стало Владимира Толоконникова – колоритного, интересного актера, который запомнился нам ролью Шарикова в «Собачьем сердце». 74-летний артист умер от остановки сердца. В «Бабушке легкого поведения» он сыграл зэка со стажем, опытного медвежатника по кличке Бес (выкуси, Динклейдж!), который падает в обморок от резких выстрелов и мечтает совокупиться с переодетым аферистом, причем без страстных поцелуев не обошлось. Когда-то великая Фаина Раневская сказала: сняться в плохом фильме – как плюнуть в вечность. Хочется добавить: особенно если этот фильм – последний. Помните последние кадры с Папановым в «Холодном лете 53-го»? Сильный фильм, глубокая роль. Не каждому актеру удается поставить точку в своей карьере так красиво и достойно. Не знаю, что думал по поводу роли Беса Толоконников, но мне было жалко и обидно за нынешнее кинонедоразумение. Поэтому полезла в Интернет за подробностями. Выяснилось, что этот фильм – все-таки не последний в фильмографии актера. Незадолго до смерти он завершил съемки в продолжении комедии «Супербобровы» (стоит отметить, что сила и цельность его персонажа украсила эту непритязательную комедию), а также успел сняться в ленте «Дождь» тюменского режиссера Константина Одегова, где сыграл врача детской больницы. Сыграл, как он сам признавался, бесплатно, из-за хорошего сценария. Так что будем ждать выхода фильма на экраны: посмотрим на пейзажи Тюмени и Ишима, на воссозданную атмосферу советской провинции конца 1960-х и на замечательного актера Владимира Толоконникова в последние месяцы его жизни.