Великий клоун и великий трагик

Ровно 20 лет назад, 21 августа 1997 года, ушел из жизни народный артист СССР, директор Цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин. Зрители обожают его за комедийный дар, украсивший фильмы «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Старики-разбойники». Но он был и глубоким драматическим артистом, о чем вспоминает актер Николай Бурляев, снимавшийся с Никулиным и друживший с ним. Когда я думаю о Юрии Владимировиче, то вспоминаю свою свадьбу, на которой среди гостей был и Никулин. У меня в альбоме хранятся фото, на которых он — еще молодой человек, черноволосый, улыбающийся, радостный. В памяти он остался именно таким. Хотя потом было наслоение множества ролей, цирковых событий. Я к нему приходил в гости, он мне всегда давал для детей лучшие билеты, принимал радушно. В кино у нас была общая работа в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского и «Без страха и упрека» Александра Митты. У Митты снимали сцену в цирке, там мы и познакомились. А вот в фильме «Андрей Рублев» у нас не было общих сцен, но я знал, что когда Тарковский выбрал Никулина на необычную драматическую для него роль, удивлены были многие. Андрей Арсеньевич обычно избегал лиц широко известных. А Никулин к тому времени был очень известен. И никто не понимал, как впишется клоун Никулин, любимый народом артист яркого комедийного дарования, широко известный по комедиям Гайдая, в драматический фильм «Андрей Рублев». Но Тарковский оказался провидцем: на экране возникла поразительная, пронзительная, небольшая, но мощная роль Никулина. Роль и комичная, и трагедийная, так как его герой оканчивает печально свою жизнь. Потом я любовался и поражался другими работами Никулина. Особенно впечатлила роль в картине Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Вот это— работа великого артиста, там уже нет ни тени комикования, клоунства. А есть серьезное проживание участника войны. Он ведь уже в 1939-м, после окончания школы, был призван в Красную армию, служил в артиллерийском полку. А в Великую Отечественную воевал под Ленинградом, был контужен, у него много военных наград. После войны Юрий Владимирович попытался поступить во ВГИК, но его туда не взял Юткевич. Вот она — ирония судьбы: Никулин пошел в цирк. Он проработал там полвека. Сниматься в кино он начал достаточно поздно, в тридцать шесть. И, конечно, цирковые навыки, наработанные приемы эксцентрика очень помогли. Особенно в гайдаевских фильмах. «Пес Барбос и необычный кросс» стал началом тех самых ролей наивных, добродушных чудаков, которые и принесли ему всенародную любовь. А фильм «Двадцать дней без войны» показал, что перед нами еще и мощнейший драматический артист— пронзительный, глубокий, интеллигентный, красивый. Вот как оно бывает! Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Великий клоун и великий трагик
© Вечерняя Москва