Актёру Игорю Петренко исполняется сорок лет
Сорок лет не принято широко отмечать, но и совсем не обратить внимания на эту дату — неправильно. Тем более что родившийся 23-го августа 1977-го года Игорь Петренко заслуживает того, чтобы о нём говорили — и по поводу, и без. Он на виду уже добрых пятнадцать лет — с тех пор, как на экраны вышла военная драма Николая Лебедева «Звезда», о разведчиках, не вернувшихся с очередного задания. Фильм тепло был принят зрителями (с учётом особенностей нашего проката их большая часть пришлась на видеорынок), творческая группа была отмечена Государственной премией, а сам Петренко вдобавок к этому получил престижную «Нику» — в номинации «Открытие года», которую тогда вручали только во второй раз. Но влияние картины оказалось шире каких-либо цифр и наград. Именно «Звезда», вышедшая в 2002-м, вернула в российский кинематограф «моду» на фильмы о Великой Отечественной войне. Сейчас подобных лент выпускается по нескольку в год, в советское время их тоже, естественно, было очень много — но кризисный период 90-х годов надолго убрал такого рода кино из производственного плана: снимать его было дорого. Успех «Звезды», обеспеченный качеством её технического воплощения и искренностью актёрского исполнения, показал, что интерес россиян к военной теме по-прежнему очень велик. Свою лепту в это внёс и молодой Петренко: его лейтенант Травкин стал, можно сказать, образцом, ориентиром, таким же безукоризненным примером советского воина, каким был за сорок лет до этого Алёша Скворцов, сыгранный Владимиром Ивашовым в «Балладе о солдате». При этом «Звезда» была «командным» фильмом, прославившим не только одного лишь Петренко. Умение отлично встраиваться в актёрский ансамбль, не забывая про себя, но и не «закрывая» собою партнёров, стало в итоге одной из отличительных особенностей артиста, который и на так называемом «втором плане» прекрасно чувствует себя как на первом. Для подтверждения этих слов достаточно вспомнить такие кассовые хиты как «Волкодав», «Тарас Бульба» и совсем недавний «Викинг» — пусть у Петренко там куда меньше сцен, чем у исполнителей главных ролей, сыграны они все с полной отдачей, очень сочно. Его образы настолько полновесные, что после просмотра, например, экранизации классической гоголевской повести некоторые зрители вполне могут задаться вопросом: а верный ли заголовок получила картина?.. Фрагмент из телесериала «Герой нашего времени» Так уж вышло, что самые интересные роли достались Игорю Петренко ещё до тридцати, на пике славы — вернее, именно они и закрепили на тот момент его лидерство в своей возрастной категории. Это были перелопатившая популярный сюжет криминальная драма Александра Хвана «Кармен», ретро-мелодрама Павла Чухрая «Водитель для Веры» и многосерийный телевизионный фильм (слово «сериал» тогда не котировалось ещё так высоко, как сегодня) Александра Котта «Герой нашего времени». В последнем Петренко сыграл, естественно, Печорина — роль, которую в своё время получил тот самый Владимир Ивашов, которого мы уже упоминали выше (что лишний раз доказывает творческое «родство» двух артистов). «Водитель для Веры» стал для нулевых ещё одной показательной работой. Картина снималась долго, но в итоге явила собой образец «высокого стиля», отменного жанрового кино, которое в Голливуде называют мейнстримом. У нас «мейнстрима» тогда, в 2004-м, ещё не было, прокат только-только начинал развиваться и замечать русскоязычные фильмы — и огромные рекламные постеры с молодым и ещё не всем известным артистом смотрелись на московских улицах непривычно. Но так Петренко буквально стал «лицом» своего поколения: красивый, улыбчивый, талантливый. Всем хорош, большой молодец. Что сыграло «против» него, так это отсутствие в послужном списке театральных работ. Выпускник Щепкинского училища, Петренко какое-то время прослужил в Малом театре, но ушёл оттуда, предпочтя сосредоточиться на кино. Это была, конечно, роковая ошибка, потому что театр — это не только постоянное самосовершенствование, работа над собой, стремление к новым вершинам, но и в прямом смысле этого слова живые поклонники (и поклонницы тоже). Это та основа — так уж у нас традиционно сложилось, — которая обязательна практически для любого серьёзного артиста, претендующего не только на признание, но и на всенародную популярность. У Петренко театральной сцены под ногами не оказалось — поэтому в забеге на длинную дистанцию он, к сожалению, сейчас очевидным образом проигрывает таким своим сверстникам (плюс-минус несколько лет) как Сергей Безруков, Константин Хабенский, Евгений Цыганов. Много работая для телевидения, Игорь Петренко, может показаться, «растратил» себя, часто соглашаясь на роли, несоразмерные с его талантом. Но всё же после Печорина ему довелось сыграть и другого великого литературного персонажа — Шерлока Холмса в модерновой экранизации Андрея Кавуна. Но очень амбициозному и очень дорогому сериалу не повезло сразу по нескольким пунктам: его неизменно сравнивали не только с «Холмсом» советской эпохи (по-прежнему любимым миллионами), но и сразу с тремя современными англоязычными версиями. Зрители, что вполне естественно, на тот момент Шерлоком Холмсом оказались попросту перекормлены — и отказались, в большинстве своём, принимать во внимание несомненные достоинства фильма с Петренко. Сериал, увы, был создан и вышел в неподходящее для этого время — что сказалось на его приёме и послевкусии. Возможно, когда-нибудь его ещё переоценят заново, потому как на самом деле там много интересного — включая и актёрскую игру нынешнего юбиляра. Новый виток популярности которого сейчас вполне может зависеть от шпионского сериала «Спящие», поставленного для Первого канала Юрием Быковым. Там любопытный сюжет и звёздное окружение, наверняка будут и хорошие рейтинги — Игорю Петренко они сегодня точно не помешают.