Татьяна Розенштайн — о главных событиях и премьерах кинофестиваля 30 августа стартует 74-й Венецианский кинофестиваль. Возвращение человека-амфибии, эксперименты с телом и виртуальностью -- старейший фестиваль не желает уступать конкурентам, даже несмотря на сократившийся бюджет Татьяна Розенштайн "Я доволен: всего два-три фильма, которые мы хотели бы видеть в Венеции, ушли к конкурентам. Это означает, что я доволен на 97 процентов",-- заявил директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера, подводя итоги фестивальной программы нынешнего года. Понять его радость можно. Мероприятие, которое находится под эгидой старейшего фонда "Ла Биеннале", организовывающего еще с 1895 года (!) престижные смотры изобразительного искусства, архитектуры, театра и музыки, до сих пор не может похвастаться большим бюджетом. Когда средства на проведение мероприятий ограничены, а конкуренция растет (например, параллельно с Венецианским кинофестивалем проходит другой -- в Торонто), чем привлечь знаменитостей на Лидо? Приходится считаться и с тем фактом, что организаторы Венецианского фестиваля в этом году располагают всего 12 млн евро, по сравнению, например, с 22 млн, которые расходует Каннский кинофестиваль. В этом году в Каннском -- довольно сильном -- преобладали франкоязычные фильмы. В Венецию на этот раз съедутся англоговорящие создатели картин и представители Голливуда. Альберто Барбера трудился не покладая рук -- в этом году многие крупные киностудии начали с опаской относиться к кинофестивалям: слишком критична и громогласна фестивальная пресса, которая разглашает "тайны" фильмов еще до их выхода на широкие экраны и публикует интервью со знаменитостями задолго до релизов. Но ведь и здесь имеется логика: если студия уверена в качестве своих картин, ей нечего опасаться. В этом году, например, кинокомпания 20th Century Fox не побоялась предоставить на венецианский конкурс сразу две свои картины -- "Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури" Мартина Макдона и "Форма воды" Гильермо дель Торо. Последнюю картину Барбера назвал "лучшим фильмом последнего десятилетия", а также важнейшим произведением режиссера дель Торо, своеобразным возвращением к стилю его "оскароносного" "Лабиринта Фавна". Пока не ясно, вдохновила ли Гильермо дель Торо на создание его фильма культовая российская картина "Человек-амфибия" с Анастасией Вертинской и Владимиром Кореневым в главных ролях. Однако в своей новой работе, действие которой происходит в 1960-е годы, в период холодной войны, дель Торо предлагает свою версию всем известной истории. Неговорящая девушка (Салли Хокинс) работает уборщицей в американской научной лаборатории, где обнаруживает отловленного учеными человека-амфибию (Даг Джонс). Она влюбляется в него и помогает ему бежать. В фильме также снялись Майкл Шеннон, Октавия Спенсер и Ричард Дженкинс. Вторая картина студии "Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури" снята бывшим театральным режиссером. Макдона известен своими "черными комедиями" с Колином Фарреллом -- "Залечь на дно в Брюгге" или "Семь психопатов". На этот раз главную роль в фильме сыграла бойкая на язык супруга Джоэла Коэна -- Фрэнсис Макдорманд, которая гоняет местного полицейского (Вуди Харрельсон), отказавшего ей в правосудии. В ход пошли также вышеупомянутые рекламные щиты. Политикой в нынешнем венецианском конкурсе заняты немногие. Среди них -- художник Ай Вэйвэй, который остается верным теме демографического кризиса и беженцев У студии Paramount в конкурсе -- картина "Короче" Александра Пейна, который 31 августа откроет Венецианский кинофестиваль, а также права на американский релиз картины Джорджа Клуни "Субурбикон", которая создавалась на средства независимых продюсеров. "Короче" -- личный проект Пейна, над которым режиссер работал пять лет. За этот срок он несколько раз терял финансирование и надежду, а также успел снять другие картины, в том числе "Небраску" (2013). Однако Пейн и его главный исполнитель Мэтт Деймон остались верны проекту. В основе этой социальной сатиры-фантазии история о стесненном в средствах американце, который решается на уменьшение своего тела, чтобы иметь поменьше расходов на питание и уход, а заодно и для того, чтобы как-то решить проблему перенаселения Земли. Кристоф Вальц сыграет в фильме ученого-экспериментатора, а любимица Дэвида Линча, Лора Дерн, будет торговать научными идеями. "Субурбикон" Джорджа Клуни был ранним проектом в то время молодых и неизвестных братьев Коэн, поэтому он так сильно похож на их ранние работы "Фарго" или "Воспитание Аризоны". Однако реализовать и заявить его в венецианский конкурс все же взялся Клуни, который в качестве режиссера известен своей приверженностью жанру политического триллера. В картине мы вновь увидим Мэтта Деймона, герой которого под влиянием обстоятельств совершает недостойные поступки. В проекте также снялись любимые Коэнами Джулианна Мур ("Большой Лебовский") и Оскар Айзек ("Внутри Льюина Дэвиса"). Говорят, что создатель известной картины "Жизнь Адель" (или "Синий -- самый теплый цвет") Абделлатиф Кешиш выставил на аукцион свою "Золотую пальмовую ветвь", чтобы найти деньги на съемки следующей картины. Каннская награда, к счастью, не была продана, а деньги на проект "Мекбуб, моя любовь" нашлись -- ее венецианские зрители также увидят в конкурсе. По иронии судьбы сюжет поведает о режиссере-сценаристе и жертвах, на которые ему приходится идти ради того, чтобы снять свой фильм. Политикой в нынешнем венецианском конкурсе заняты немногие. Среди них китаец Ай Вэйвэй, который остается верным теме демографического кризиса и беженцев -- об этом его документальная работа "Человеческий поток". Фильм Пола Шрейдера "Первая реформаторская церковь" не совсем о политике, но о коррупции в ней: двое скорбящих и оплакивающих смерть родных (в главных ролях Итан Хоук и Аманда Сайфред) ищут утешения в церкви, а находят там заговор и предательство. Интересный фильм о правосудии под названием "Третье убийство" покажет японец Хирокадзу Корээда ("Сын в отца"). В нем речь пойдет о смертельном приговоре и попытке защитника оспорить его. Мастер психологического триллера Даррен Аронофски ("Черный лебедь" и "Реквием по мечте") представит ленту "Мама!" -- о супружеской паре (Хавьер Бардем и Дженнифер Лоуренс), в жизнь которых вторгаются незваные гости (Эд Харрис и Мишель Пфайффер). В результате ссоры в доме совершается убийство, оно странным образом вдохновляет героя -- поэта -- на создание произведения, которое поднимет его на пьедестал и с него же сбросит. На нынешнем Каннском кинофестивале Алехандро Гонсалес Иньярриту представил показ своей VR-инсталляции "Плоть и песок" (VR -- устройство виртуальной реальности, наголовный дисплей.-- "О"). Ее просмотр был сопряжен с некоторыми трудностями: приходилось заранее записываться в списки ожидания, а приглашенным было необходимо преодолеть несколько километров в окрестности Канна, чтобы посмотреть новый проект мексиканца. Венецианский кинофестиваль, который в прошлом году уже включил в программу 90-минутную картину "Иисус VR: история Христа", и на этот раз обошел своего конкурента. В этом году кроме основного конкурса и программы "Горизонты" важным событием фестиваля станет новая конкурсная программа VR-картин. Специально для этих показов организаторы сумели подготовить один из залов старенького "Казино" на Лидо. В этот конкурс вошли 18 фильмов. У их создателей имеется возможность получить один из трех призов: "Лучшая картина", "Гран-при" и "Творческий приз VR". Другим занятным событием станет презентация отреставрированного и перенесенного в стереоскопию клипа Майкла Джексона "Триллер", а также документальный фильм, который расскажет о работе над ним. Кровавые войны якудзы в гангстерской саге Такэси Китано "Беспредел: последняя глава" завершат Венецианский кинофестиваль. Хотя российских картин в этом году в конкурсе не будет, в программе "Классики" состоится показ фильма "Иди и смотри" Элема Климова.

Венеция не сдается
© Журнал "Огонек"