11 любимых фильмов Эдгара Райта
На экраны вышел драйвовый музыкальный боевик «Малыш на драйве» постановщика Эдгара Райта. Райт умеет приятно удивить своими работами: «Зомби по имени Шон», «Скотт Пилигрим против всех», «Армагеддец». Их, конечно, шедеврами кинематографа назвать тяжело, но зрителям они нравятся. Так чего еще желать? В своем интервью для criterion.com Райт поделился своим списком must-see. Как скромно замечает автор, если вам эти картины не нравятся, то с вами не о чем разговаривать. «Прокол» (Blow Out) Брайан Де Пальма, 1981 «С гордостью заявляю, что я — большой поклонник Брайана Де Пальмы. В 70-е годы его стиль значительно отличался от таких режиссеров, как Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Мартин Скорсезе, и этому есть объяснение. Его фильмы требовали, прежде всего, созерцания формы. Даже не самые сильные работы Де Пальмы отмечены печатью гения, а его лучшие картины — это образцы чистого кино. В их числе — „Прокол“. В этом фильме нет ни одного лишнего кадра. Де Пальма создал аудиовизуальный триллер, где использовал стедикам, полиэкран, зональные линзы и различные сложные оптические эффекты, которые делают историю более захватывающей. Некоторые режиссеры — это прекрасные рассказчики, которые при этом никак не обозначают свое авторство, но Де Пальма, подобно Альфреду Хичкоку, манипулирует аудиторией в своем узнаваемом стиле». «Бразилия» (Brazil) Терри Гиллиам, 1985 Бразилия (на английском языке с русскими субтитрами) «Когда я впервые посмотрел „Бразилию“ в конце 80-х годов, у меня было ощущение, будто меня сбил грузовик. Это такое сильное и смелое высказывание, столь радостное в своем эскапизме и одновременно столь сокрушительное в своем нигилизме, что мой подростковый ум разорвало в клочья. Я не совсем понимал смысл увиденного, но аналогов у этого просто не было. Впрочем, ничего подобного этому „Бразилии“ не появилось до сих пор». «Скромное обаяние буржуазии» (The Discreet Charm of the Bourgeoisie) Луис Бунюэль, 1972 «Я рос в английской провинции, и мечтать о видеомагнитофоне не приходилось. Поэтому мой доступ к мировому кино ограничивали четыре канала. Серджио Леоне и Жак Тати были теми немногими европейскими режиссерами, с которыми я успел познакомиться в подростковом возрасте. Во время учебы в колледже я узнал о сюрреализме. Увидел „Андалузского пса“ и „Золотой век“ Луиса Бунюэля. Но его любимым фильмом для меня стало „Скромное обаяние буржуазии“. Смотреть его — захватывающая, хоть и не для всех выполнимая задача. У Бунюэля дьявольское, провокационное чувство юмора и тонкий ум. И, между прочим, „Скромное обаяние буржуазии“ напрямую повлияло на „Монти Пайтон“». «Глаза без лица» (Eyes Without a Face) Жорж Франжю, 1959 «Хоррорами я увлекся в очень раннем возрасте. Зная об этом, отец часто рассказывал мне о фильме, который он считал величайшим хоррором в истории. Черно-белое французское кино, „по-настоящему кровавое“, как он утверждал. Отец рассказывал сюжет: история о сумасшедшем хирурге, который пытается восстановить лицо своей дочери, попавшей в аварию, уродуя других девушек. Каждый раз отец вспоминал все новые детали, так что я был убежден, что это самое страшное и великое кино в мире. Но, к сожалению, отец не мог вспомнить название фильма. Мне долго не удавалось опознать картину, и только годы спустя я наконец узнал, что это „Глаза без лица“. Я посмотрел фильм с отцом и, конечно, согласился, что это выдающееся кино». «Голова» (Head) Боб Рейфелсон, 1968 «„Голова“ — мой любимый фильм с участием музыкантов. Конечно, есть „The Beatles: Вечер трудного дня“, но „Голова“ мне ближе, потому что успех картины был своего рода пирровой победой — она ускорила распад The Monkees. Снят фильм Бобом Рейфелсоном, а сценарий написал Джек Николсон. Проще всего описать его так: The Monkees устали от своего телевизионного образа и пытаются вырваться за его пределы. Сегодня „Голова“ — классика кино о рок-музыке». «Подглядывающий» (Peeping Tom) Майкл Пауэлл, 1960 «Я монтировал фильм „Скотт Пилигрим против всех“ на Шарлотт-стрит в Лондоне. Две ключевые локации „Подглядывающего“ были буквально за дверью моего рабочего места. Я видел картину раза два-три, но работая там же, где его снимали, решил пересмотреть на большом экране. Картины Майкла Пауэлла всегда производили на меня впечатление, но в тот раз эффект был особенно жутким. Даже понимая, что фильм — это выдумка, я с опаской стал ходить по улицам, где его снимали. „Подглядывающий“ заставляет задуматься о темных делишках и страшных секретах, которые люди держат за закрытыми дверями». «Академия Рашмор» (Rushmore) Уэс Андерсон, 1998 Академия Рашмор «Шедевр Уэса Андерсона, сияющий сегодня так же ярко, как и тогда, когда он только вышел. Статус культовой классики подтверждается огромным числом фильмов, клипов, рекламных роликов и телешоу, сделанных под очевидным влиянием „Академии Рашмор“». «Самурай» (Le samouraï) Жан-Пьер Мельвиль, 1967 Самурай «„Самурай“ — фильм, к которому я возвращаюсь снова и снова. Как и в любом минималистичном кино, чем меньше оно заявляет, тем больше хочется его исследовать. Влияние этого фильма Жан-Пьера Мельвиля можно обнаружить много где. Например, в „Водителе“ Уолтера Хилла, в „Леоне“ Люка Бессона или в „Драйве“ Николаса Виндинга Рефна. Даже несколько сцен моих „Типа крутых легавых“ заимствованы из „Самурая“. Мельвиль взял классический для японской культуры образ героя-одиночки и „поженил“ его с гангстерскими драмами 40-х, а в итоге открыл эпоху нео-нуара. А еще картина потрясает тем, как мало в ней диалогов». «Это Spinal Tap» (This Is Spinal Tap) Роб Райнер, 1984 «В этом фильме, как и в „Аэроплане“, „Американском оборотне в Париже“ и „Воспитании Аризоны“, я знаю каждую строку. Как режиссер, который начинал с телевизионных комедий, могу подтвердить, что „Это Spinal Tap“ — „настольный“ фильм любого комедийного сценариста, актера и постановщика моего поколения. А то, что играют в нем американские актеры, изображающие английский акцент, только делает картину ироничнее. В общем, трудно переоценить значение этого фильма. Он стоит в одном ряду с „Житием Брайана по Монти Пайтон“. По сути, это часть культурного кода, помогающая определить перспективы творческого сотрудничества. Или вам нравится „Это Spinal Tap“, или с вами даже не стоит разговаривать». «Обход» (Walkabout) Николас Роуг, 1971 «Я большой почитатель Николаса Роуга, а „Обход“ и „А теперь не смотри“ считаю образцами лучшего монтажа в истории кино. Приемы, использованные в этих фильмах, впечатляют даже сегодня. „Обход“ — чистая кинематографическая поэзия. Кадры здесь рифмуются друг с другом, рождая по-настоящему гипнотический эффект. В фильме просто фантасмагорический массив изображений, но при этом он сложен в структуру, рождающую гениальный смысл. И „Обход“, и „А теперь не смотри“ начинаются своего рода увертюрами, задающими тему. Первые пять минут „Обхода“ говорят вам все, не говоря ничего — перед нами захватывающий коллаж, и одна из величайших открывающих сцен. И что еще лучше — остальной фильм ей соответствует». «Двухполосное шоссе» (Two-Lane Blacktop) Монте Хеллман, 1971 Наверное, не очень круто признаваться, что ты не понял фильм, который считается культовым. Но это лучше, чем делать вид, что ты «въехал» в картину, когда на самом деле это не так. «Двухполосное шоссе» Монта Хеллмана для меня как раз такая загадка. Нет другого фильма, который я смотрел бы больше раз, чем этот, пытаясь разгадать его смысл. Да я даже специально ездил на шоссе 66, где проходили съемки. Но все равно я вынужден констатировать, что это кино остается для меня нерешенной головоломкой. Но то, что я говорю о «Двухполосном шоссе», все равно свидетельствует, как глубоко эта картина проникла мне под кожу. И я продолжу исследовать этот фильм, даже если никогда не доберусь до его сути. Источник: criterion.com via tvkinoradio.ru