Войти в почту

Кино для денег и души. Профи - о российском кино и воспитании зрителя

Воспитание вкуса Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Сергей Владимирович, 27 августа - День российского кино. Праздник тех, кто кино делает, и тех, кто его смотрит. Кто он, современный зритель? И за каким кино будущее? Сергей Клюхин: - Будущее, конечно, за интересным и разным кино. Раньше было распределение: кино - это то, что сделано на кинопленке, а видео - то, что сделано в электронном виде. Сейчас такой разницы нет. Прекрасные фильмы снимают в «цифре». Конечно, есть и плёнка. Но она всё больше становится экзотикой. А зрители... Каждый ищет своё кино. Я люблю детективы, детские фильмы, потому что сам работаю в детском кинематографе, документальные и научно-популярные фильмы. То есть жанровое кино. А кто-то обожает авторское кино. На вкус и цвет, как известно... Т.Б.: - Но ведь вкус можно воспитать? С.К.: - Согласен. Но здесь есть серьёзная проблема. О ней мы говорим уже много лет, но подвижек почти нет. Сейчас дети почти не читают, хотя уроки литературы никто не отменял. При этом все сталкиваются с экранным искусством (кино, телепроекты). Но экранное искусство в школе, во всяком случае, в России, не изучают вообще. Даже факультативно. Между тем, это аудиовизуальный продукт. И чтобы дети разбирались, качественный он или нет, они должны видеть хорошие образцы. Конечно, важную миссию в этом деле нужно возложить на школу. В Канаде, например, в нескольких штатах США и других странах это не факультативный, а основной школьный предмет. Дети изучают кино. Т.Б.: - А что вы порекомендуете посмотреть юному зрителю? С.К.: - Современного детского кинематографа практически нет. Это беда нашего проката. Огромный «поклон» за это депутатам, которые в своё время запретили показ рекламы в детских передачах и фильмах. Это был самый мощный удар по детскому кинематографу, который только можно было нанести. Телеканалы сейчас не заинтересованы в приобретении детских фильмов, ведь там нельзя размещать рекламу. Поэтому смотрите старые фильмы отечественного кино и импортные фильмы производства Скандинавии и Америки. В США, к слову, производят очень много хороших фильмов даже в стиле советского кинематографа. Не знаю, похвала это или ругательство. Но нужно учесть такую тенденцию: сейчас идёт смена носителя. Кино уходит с плёнки. А место просмотра из кинотеатра перемещается домой. В США лучшие режиссёрские кадры работают в кабельном телевидении. Выпускают продукт не для кинозалов, а для индивидуального просмотра. Психология восприятия меняется. Я сам долгое время очень любил ходить в кино. Но сейчас это делаю крайне редко, в первую очередь, потому, что репертуар не устраивает и не привлекает меня. Во-вторых, сейчас увеличилось качество техники, и хороший телеэкран можно поставить дома. Да и продукт уже начинают делать в расчёте на домашний кинотеатр. Балаганное зрелище Т.Б.: - Помните, раньше парень знакомился с девушкой и приглашал её в кино. Это считалось правилом хорошего тона. А сейчас зовёт в кафе, в боулинг. Возможно, как и вам, многим не нравится предложенный репертуар. С.К.: - Кинотеатры закупают блокбастеры, которые соберут кассу. Когда-то кино было балаганным зрелищем, его показывали на ярмарках. И сейчас кинотеатры становятся зрелищем балаганным - в хорошем смысле слова. Приходишь сюда, чтобы насладиться спецэффектами, которых ты не можешь получить дома. Здесь другое восприятие, ощущения. А если хочешь посмотреть драму, то можешь это спокойно сделать дома, у компьютера. Это не хорошо и не плохо. Это естественный процесс. Что касается репертуара в наших кинотеатрах, то мы действительно вынуждены смотреть то, что нам предлагают. Но ведь сфера кинематографа не ограничивается только кинозалом. Это всего лишь одна из площадок. Есть ещё телевидение, интернет. Т.Б.: - В интернете и вправду есть всё! Выбирай, смотри, что душе угодно. С.К.: - Интернет имеет одну отличительную особенность от телевидения: мы ищем и смотрим что-то конкретное. То, что нам надо. Но здесь может быть то, что нам действительно необходимо. Просто мы об этом не знаем. Поэтому не ищем это и найти в принципе не можем: интернет слишком большой. А потоковое телевещание позволяет познакомиться с тем, о чём мы даже не подозреваем. Потому что нам отбирают этот продукт, ориентируясь на рекомендации экспертов. В интернете же кинопродукты отбираем мы сами либо нам советует окружение. А это очень субъективно. Я вижу очень серьёзную проблему, связанную с глобальной паутиной: люди ушли в социальные сети. Опасность в том, что ты выстраиваешь свой мир. Принимаешь то, что нравится. Что не нравится, то отторгаешь. И рано или поздно оказываешься в узком, созданном тобой мире, где одна и та же философия, где абсолютно нет критики. Между тем, кино - это новая реальность. Её создают другие люди. Это очень интересно. Смотрите, «пробуйте» на вкус и наслаждайтесь. Сам себе режиссёр Т.Б.: - Сергей Владимирович, как вы относитесь к тому, что сегодня многие снимают свои фильмы и размещают их на интернет-площадках? С.К.: - Положительно! Сейчас столько возможностей! Люди снимают полнометражные игровые фильмы на смартфоны, причём прекрасного качества. Выкладывают в интернет, и они собирают миллионы просмотров! YouTube - та же самая площадка, как и кинотеатр. Разницы никакой, за исключением построения кадров, качества звука. Но это технический вопрос. Если у вас есть история, которая может «зацепить» кого-то, то этот кто-то не заметит, что вы как режиссёр и оператор допустили огрехи или недоработки. Будет смотреть и радоваться. Помню, когда вышел первый вариант фильма «Папа, не горюй», там был безумно плохой звук. Но когда фильм вышел, это было событие! Поэтому если у вас есть истории, обязательно снимайте. И присылайте нам, на Ивановское общественное телевидение. Т.Б.: - Расскажите, пожалуйста, подробнее. С.К.: - По субботам на одном из кабельных каналов мы показываем самое разное, но всегда интересное кино: документальное, авторское, добрые детские фильмы. Мы создаём телевидение при поддержке Союза кинематографистов и лично Никиты Михалкова. Нам не хватает именно ивановского кино и историй. Да, раз в месяц качественную и интересную 30-минутную передачу создают ребята из творческой студии при ивановском культпросветучилище. Евгений Борзов снимает превосходные документальные фильмы. Несколько материалов нам прислали любители. Например, мужчина сходил на военно-патриотический фестиваль исторической реконструкции «Кречет» в Ивановском районе и сделал 10-минутный фильм. Его творческую работу, кстати, очень достойную, мы показали нашим телезрителям. Михаил Махов из Пестяков присылает нам материалы по лекарственным травам. Согласитесь: и необычно, и красиво, и с пользой. Пусть в его фильмах есть технические огрехи. Но это не столь важно в данном случае. Поэтому если у вас есть видеопродукция, мы с удовольствием её покажем. У нас ограничения небольшие: кино не должно противоречить Конституции РФ и не должно иметь ограничение 16+, что тоже естественно. Только 0+, для просмотра всеми. И ещё просьба: по времени не больше 15-20 минут. Скажу всем: любите кино. Наслаждайтесь кино. Снимайте кино!

Кино для денег и души. Профи - о российском кино и воспитании зрителя
© АиФ Владимир