В марте 2017 года крупный промышленный и туристический центр Тюменской области — Тобольск — стал съемочной площадкой для исторического фильма и телесериала «Тобол», сценарий к которому создал писатель Алексей Иванов. Фильм рассказывает об истории освоения Сибири, жизни первого сибирского губернатора Матвея Гагарина и просветителя Семена Ремезова. Выход фильма на большие экраны запланирован на конец 2018 года. В Тобольске оживили историю История появления фильма «Тобол» началась со встречи продюсера Олега Урушева и писателя Алексея Иванова в их родном городе — Перми. Продюсер предложил писателю написать сценарий телесериала о становлении Сибири, героями которого должны были стать реальные исторические персонажи — архитектор Тобольска, картограф, летописец, известный как «сибирский Леонардо да Винчи» — Семен Ремезов и первый сибирский губернатор, князь из рода Рюриковичей — Матвей Гагарин. В фильме также должны были быть Петр Первый, князь Меньшиков и другие исторические личности. Алексею Иванову идея пришлась по душе, при том, что Семен Ремезов был хорошо известен писателю как человек спасший «Кунгурскую летопись» и память о Ермаке, к тому же Ремезов был консультантом у всех уральских олигархов начала XVIII века. Время, когда решено было снимать фильм, было тяжелым — евро подскочил до 100 руб. В стране наступило экономическое и культурное затишье. Но несмотря на это, в декабре 2014 был заключен контракт между кинокомпанией «Соливс» и Алексеем Ивановым на написание восьми серий по 52 минуты. Все права на произведение, по договору, оставались у продюсера, а право на роман на основе сценария оставалась у автора. Олег Урушев провел предварительные переговоры с «Первым каналом», и там заинтересовались проектом. Прочитав первый вариант сценария, редакторы телеканала оценили его как «отличный план романа» и попросили ускориться со сценарием. «Мы договорились с Алексеем Ивановым, что обе правки сценария по контракту будет делать режиссер Игорь Зайцев, когда мы его утвердим,— рассказывает Олег Урушев. — Но вместо восьми серий он написал 12. Сокращения требовались серьезные. И киноверсия должна была быть не драмой, как сериал, а в жанре истерн. Аудитория у кинотеатров 15–25 лет, у телеэкрана те, кому за 40. Поэтому в кино мы попросили Алексея сделать главными героями молодежь — Ивана Демарина, Машу и Петьку Ремезовых». Согласно данным на сайте «Кинопоиск» (крупнейший портал о кино), выход восьми серий первого сезона на «Первом канале» (полнометражный фильм выйдет на большой экран уже в конце 2018 года) запланирован на 2019 год. Рейтинг ожидания продукта — 94%. Творческие разногласия Правда, после начала съемок господин Иванов снял свое имя с титров. В интервью “Ъ-Урал” он объяснял это несогласием с режиссерскими решениями. «Съемки еще не начались, а режиссер так все исковеркал, что сюжет превратился в набор банальностей и штампов. Личности героев исчезли без следа, логика событий утрачена, а какая-либо историчность пропала начисто. Это уже не моя работа, и я снял свое имя с титров»,— рассказывал он. Продюсер Олег Урушев пояснял, что у художников возникли творческие разногласия. «Это не конфликт, а творческие разногласия. Писатель создает роман в одиночестве. Кино делает группа специалистов. Это коллективный труд, в котором режиссер довольно часто выступает соавтором сценариста. Коррективы, внесенные в сценарий, составляют всего 10% от общего объема текста. Да, писатель остался недоволен некоторыми сокращениями. Но я считаю, логика героев не нарушена. Игорь Зайцев руководствуется интересами всей съемочной группы. Мы должны вписаться в смету»,— объяснил продюсер. По его словам, режиссер предложил добавить в фильм экшн-сцены и совместить два похода в один, что позволило сразу сэкономить на декорации минимум 15 млн руб. Сделать один финальный бой, что и было сделано в ретраншементе. «По Иванову солдаты сами где-то заразились, а полковник Бухгольц не взял аптеку (сухую хвою, зверобой и т.д.), и поэтому от болезни умерло полторы тысячи солдат. Получается, что тогда не Гагарина, а Бухгольца вешать надо. И главный мотив отправки санного обоза у Иванова — это доставить аптеку Бухгольцу. Режиссер предложил «банальность» — джунгары подарили зараженных овец и началась эпидемия красного мора. Но это визуально видно и этому можно сопереживать. Алексей Иванов был против таких изменений. Мне как продюсеру непонятно почему. Это не принципиально для фильма. Кроме того, Алексей Иванов против пытки Демарина в восточной клетке. Но это более визуально, кинематографично, чем он просто в юрте с босыми ногами. Принципиальных изменений нет. Сокращения неизбежны. Роман и фильм — это два разных искусства со своими законами. Очень жаль, что Алексей Иванов отошел от фильма. Нам его не хватало. Сегодня продано 50 тыс. экземпляров его книг. Это успех. Но наша задача привести в кинотеатры 10 млн зрителей, и не только в российских»,— заключил господин Урушев. Массовка с местным колоритом Режиссер проекта Игорь Зайцев известен работой над фильмом «Каникулы строгого режима» (2009), телесериалами «Диверсант 2: Конец войны» (2007), «Чкалов» (2012), «Красные горы» (2013) и «Великая» (2015). Роль Семена Ремезова в фильме исполнит актер Дмитрий Назаров (сериал «Кухня»), Петра I — Дмитрий Дюжев («Мне не больно», «Жмурки»), Матвея Гагарина — Евгений Дятлов (сериал «Есенин», «Батальон»), Петра Ремезова — Павел Табаков («Дуэлянт», «Орлеан») и др. Для массовых сцен актеров набирали из местных жителей. «Главную поддержку съемкам исторического фильма «Тобол» оказывают сами сибиряки. Тоболяки и тюменцы прошли кастинги и активно участвуют в съемках, пополняя ряды массовки, помогая, чем могут, съемочной группе. Участвуют в съемках фильма и местные профессиональные актеры»,— говорит советник губернатора Тюменской области Александр Новопашин. При этом режиссер Зайцев отмечает специфические особенности сибиряков и их заинтересованность процессом. «В Тобольске и люди другие, и лица другие. На них накладывает отпечаток место рождения, национальные особенности, характеры, менталитет. Мы нарадоваться не можем, когда к нам приходят тоболяки, у которых свой уникальнейший типа лица, свое поведение. Они по-своему смотрят, разговаривают, улыбаются. Это очень здорово, что мы имеем прекрасную возможность пригласить людей, которые здесь живут»,— рассказывает господин Зайцев. По его словам, на сегодняшний день через проект прошло около 2 тыс. человек. «Собрался костяк из пятидесяти человек, которым это очень нравится. Даже были случаи, когда мы выделяли кого-то из массовки, понимая, что у человека есть способности к перевоплощению, и предлагали эпизоды с репликами. Для них это было очень приятно и интересно: человек сорока лет вдруг получает возможность играть в кино с известными актерами и делает это совершенно естественно»,— вспоминает режиссер. Фильм соберет туристов Съемки фильма проходят на территории Тобольска. Главная съемочная площадка — у Чувашского мыса, где выстроены декорации города с домом Гагарина и Ремезова, церковью, мельницей и мостом. Вторая съемочная площадка находилась у Тобольского кремля. Здесь в марте 2017 года отсняли сцены городской ярмарки и драку тоболяков и шведов. После этого съемки были перенесены на горнолыжный курорт Алемасова и в деревню Панушкова. Сейчас съемки завершаются в музейном комплексе «Рентерея». Интересно, что декорации перейдут в собственность тобольского музея-заповедника. «В привычном смысле это не декорации. Это имитация чего-то настоящего, здесь все воссоздано и построено капитально по законам именно строительным, а не декорационным. Это будет открытая музейная площадка, и она уже вызывает огромный интерес у жителей Сибири»,— говорит режиссер. «Интерьерами для кино стали строения музея «Посад сибирских старожилов», который воссоздал обстановку древнего Тобольска. Экспонаты музея: одежда, утварь, предметы мебели также украсили многие сцены фильма. После окончания съемок туристы и жители области смогут не только посмотреть это своими глазами, но и примерить старинную одежду. Думаю, все это, да и сам фильм привлекут в наш регион потоки туристов, которые хотят погрузиться в историю Сибири, понять истоки сибирского характера»,— полагает Александр Новопашин. Эксперты отмечают, что съемки художественных фильмов при условии высокого качества картины могут сделать большой вклад в туристический потенциал региона. «Масштабные кинокартины действительно делают места съемок брендовыми и узнаваемыми. Например, места в Тунисе, где снимались «Звездные войны», представляет собой просто кусок пустыни. Она не имела никакой ценности до съемок. Сейчас это третий по популярности маршрут в стране»,— напоминает исполнительный директор Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев. Аналогичная история произошла и с местами в Новой Зеландии, где снимался «Властелин колец». «Когда на свердловской киностудии снимались «Приваловские миллионы», исторические здания становились более известными, увеличилось количество туристов. Но бывают и обратные примеры, связанные с низкой популярностью отечественного кинематографа»,— подчеркивает эксперт. По его словам, многое будет зависеть от популярности фильма и зрительских симпатий. Оксана Владимирова, Александра Новикова