Войти в почту

Обручение Голливуда с Адриатикой

Открывается Венецианский кинофестиваль Сегодня в Венеции в 74-й раз открывается Международный кинофестиваль, стоящий у истоков всех подобных институций и фестивального движения в целом. Об ожиданиях, связанных с праздником кино на Лидо, который итальянцы называют Mostra, Елена Плахова. В этом году у фестиваля ярко выраженный английский, точнее, англоязычный акцент. «Мостра» откроется фантастико-сатирическим гротеском Александра Пейна «Короче» с Мэттом Деймоном в роли человека, который тестирует невиданную программу экономии денег — уменьшение расходов путем уменьшения людей в размерах. Эту картину Пейн задумал давно, но долго не мог собрать финансирование, пока с помощью единомышленников не довел до конца проект, который теперь обещает фестивалю энергичный старт. Другой американский фильм, к которому приковано повышенное внимание,— «Форма воды» Гильермо дель Торо. Этого режиссера хорошо знают в Венеции, где он был в свое время членом жюри. За прошедшие с тех пор одиннадцать лет из экстравагантного автора готических фантазий с испано-мексиканским бэкграундом он превратился в крупнейшего креативщика больших голливудских студий — режиссера, продюсера, драматурга и мастера уникальных спецэффектов. «Форму воды» представляет кинокомпания 20th Century Fox, а ее сюжет неожиданным образом перекликается с советским коммерческим хитом «Человек-амфибия» (1961). Действие фильма дель Торо происходит как раз в разгар холодной войны, а рассказывает он о любви немой уборщицы секретной лаборатории к диковинному ихтиандру, на которого охотятся главные мировые спецслужбы. В конкурсе Венецианского фестиваля собраны также новые картины Даррена Аронофски («Мама!»), Джорджа Клуни («Субурбикон» с тем же Деймоном), Пола Шредера («Первая реформатская церковь»), Мартина Макдоны («Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури»). Отдельной строкой стоит отметить присутствие в конкурсной программе новой ленты классика документального кино Фредерика Вайсмана «Ex Libris: Общественная библиотека Нью-Йорка». Выбрать победителя среди 21 конкурсной ленты предстоит жюри, возглавляемому в этот раз американской актрисой Аннетт Бенинг. Это логично, учитывая американизированный характер конкурсной программы, и в то же время неожиданно. Ведь в Венеции за всю историю фестиваля женщина лишь во второй раз становится главой жюри: впервые эта роль была поручена Катрин Денёв в 2006 году. Если отвлечься от Голливуда, самыми громкими премьерами фестиваля обещают стать новая работа каннского победителя француза Абделлатифа Кешиша «Мектуб, моя любовь. Песнь первая», а также киновысказывание знаменитого китайского художника Ай Вэйвэя «Человеческий поток» на особо волнующую этого мастера тему беженцев и миграционного кризиса. Японцы рассчитывают на успех в Венеции своего земляка Хирокадзу Корээды (фильм «Третье убийство»), а израильтяне очень гордятся новой лентой Шмуэля Маоза «Фокстрот», которая тоже будет конкурировать в борьбе за «Золотого льва» — главную награду фестиваля. Помимо конкурса, венецианская «Мостра» предлагает внушительную сетку внеконкурсных и параллельных программ. Это и секция «Горизонты», и ретроспектива «Венецианская классика», и независимые от официальной дирекции фестиваля «Венецианские дни» и «Неделя критики». Лауреаты специальных «Золотых львов» за многолетний вклад в искусство и за огромные заслуги перед независимым кино уже известны — это Роберт Редфорд и Джейн Фонда, которых фестиваль почтит показом фильма «Наши души по ночам» режиссера Ритеша Батры, где снялись обе кинолегенды. Внеконкурсные программы просто-таки пестрят большими именами, и актерскими (Майкл Кейн, Удо Кир, Джуди Денч), и режиссерскими (Стивен Фрирз, Такэси Китано, Джеймс Тобэк, Уильям Фридкин, Абель Феррара, Лукресия Мартель, Эррол Моррис). Но обилие ностальгических имен все-таки не означает, что достопочтенный фестиваль обращен преимущественно в прошлое кинематографа. Знаковым событием и приметой новой технологической эпохи обещает стать новый конкурс VR («Виртуальная реальность»), где собраны фильмы-инсталляции, для просмотра которых требуется специальный шлем. Среди них — новая работа крупного тайваньского режиссера Цай Минляна «Заброшенный».