Все фильмы Тима Бертона от худшего к лучшему
Популярному американскому режиссеру Тиму Бертону исполнилось 59 лет. Time Out вспоминает полную его фильмографию. © Warner Bros. 17. «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007) Демонический парикмахер не стрижет волосы, а режет глотки и еще поет. Самый кровавый фильм Тима Бертона, исполненный в стиле макабрической готики, между тем, является мюзиклом. Главный герой — Бенджамин Баркер, который 15 лет провел в тюрьме по сфабрикованному делу. И вот он возвращается в Лондон, открывает цирюльню и называет себя Суини Тоддом. Интересно, что Джонни Депп играет парикмахера, прямо как в начале своей карьеры в фильме «Эдвард Руки-ножницы», но теперь уже озверевшего, демонического. Тодд поселяется у миссис Ловетт (Хелена Бонэм Картер), которая печет худшие в городе пироги, и та рассказывает ему, что его жена Люси умерла, приняв яд после изнасилования судьей, а дочка его сейчас находится на воспитании у этого злодея. Одержимый местью, Тодд начинает свои мрачные дела. В этом фильме не сосчитаешь трупов, пироги пекут с человечиной, а титры начинаются с капель крови вместо дождя. Тем не менее, есть герои, способные на светлые чувства, как, например, сирота Тоби, раскрывший секрет Тодда. Этот фильм — кульминация драматических способностей Бертона. Оказалось, правда, что способностей хватает только на то, чтобы наполнить картину сценами самых жестоких убийств. © Warner Bros. 16. «Труп невесты» (2005) Взрослый мультфильм про сверхъестественную некрофильскую свадьбу. Европейская провинция. Семья богатых рыботорговцев собирается женить своего сына Виктора на дочери обедневшей аристократической семьи Виктории. Виктор и Виктория, которые раньше не видели друг друга, каким-то чудом все же влюбляются, но на репетиции свадьбы Виктор так волнуется, что сбегает с церемонии. В лесу в одиночестве он произносит свадебную клятву и надевает кольцо на сучок дерева. Деревяшка оказывается пальцем мертвой невесты Эмили, которая затаскивает Виктора в мир мертвых. Оказывается, Эмили при жизни обманул жених, ограбил и убил. Поэтому Эмили пытается по-настоящему женить на себе Виктора, но в ход дела вмешивается Виктория, а еще — небесные силы. Разумеется, сюжет, схожий с «Трупом невесты», в литературе возникал неоднократно (а сама идея мультфильма о смерти, понятно, позаимствована у «Кошмара перед Рождеством»). Возможно, Бертон вдохновлялся балладой Гете «Коринфская невеста», а возможно, еврейской легендой о выдающемся каббалисте, юноше, надевшем кольцо на палец, торчащий из земли. В общем, идея «Трупа невесты» совсем не оригинальна. © 20th Century Fox 15. «Планета обезьян» (2001) Неудачная перезагрузка старой франшизы про поумневших обезьян из будущего. Фильм снят по мотивам одноименного романа французского писателя Пьера Буля. 2029 год, где-то в космосе. На военной базе Оберон капитан Лео Дэвидсон (Марк Уолберг) обучает обезьян управлять космическими модулями. Лео работает с шимпанзе по имени Перикл, но неожиданно модуль с обезьяной исчезает под воздействием какой-то аномалии. Лео отправляется на поиски Перикла, но попадает во временно-пространственные тоннели. Он оказывается на планете обезьян, которые управляют рабами-людьми. Внешность и поведение Лео привлекают внимание Ари (Хелена Бонэм Картер) — шимпанзе, горячей последовательницы «Общества защиты людей» и она выкупает капитана. Лео начинает бороться за свободу людей, но те вооружены лишь деревянными палками, как в первобытное время. Перед Дэвидсоном стоит задача — понять тайну происхождения этого вида обезьян. Своим фильмом режиссер ненадолго остановил течение долговременной франшизы: последний фильм из оригинальной серии «Планета обезьян» вышел в 1973 году, а новая перезагрузка состоялась только в 2011-м, события картины Бертона в ней были проигнорированы. © The Weinstein Company 14. «Большие глаза» (2014) Феминистический фильм о художнице, которая рисовала поп-арт. Действие происходит в Сан-Франциско в 50-е годы прошлого века. В центре сюжета — художница Маргарет Кин (Эми Адамс). Маргарет работает в своем неповторимом стиле. Она рисует большеглазых детей. На рынке ее работы пользуются огромной популярностью, становятся частью массовой культуры, правда, продаются под именем ее недоброго мужа (Кристоф Вальц). Но чем лучше идут дела в творчестве, тем хуже в личной жизни. Маргарет привлекают идеи феминизма, и она разводится с мужем. Он, в свою очередь, устраивает судебную тяжбу за ее картины и вырученные за них деньги. Необычный поворот в творчестве готического режиссера Бертона: фильм, сюжет которого основан на реальных событиях, имеет социально-политический окрас драмы, пусть действие и происходит в идиллической Америке 1960-х. Притом режиссер взял в этот фильм группу совсем других актеров, включая Эми Адамс и Кристофа Вальца. Видимо, все же решил хоть разок попробовать что-нибудь новенькое. © Warner Bros. 13. «Бэтмен» (1989) Классический кинокомикс про народного мстителя, летящего на крыльях ночи. Сюжет и сценарий «Бэтмена» был написан еще в середине 1980-х, но картина пошла в производство только после успеха «Битлджуса». Именно фильм Бертона о знаменитом персонаже комиксов издательства DC Comics положил начало новейшей серии фильмов о Бэтмене от компании Warner Bros. Сюжет всем известен: под маской супергероя Бэтмена скрывается миллиардер Брюс Уэйн (Майкл Китон), который наводит грозу на преступный мир города Готэма. Он влюбляется в красивую фотожурналистку Вики (Ким Бессинджер), которая заинтересована в разоблачении Человека-Летучей Мыши. Кроме того, именно в этой части «Бэтмена» мы узнаем, как антагонист Бэтмена Джокер принял свое обличье. Босс мафии Готэма обнаруживает, что его любовница спуталась с его замом Джеком Напье (Джек Николсон), и заказывает убийство на химическом заводе. Однако в дело вмешивается Бэтмен, который сталкивает Напье в чан с раствором. Все думают, что Напье погиб, однако он выжил, стал смертельно-бледным с зелеными волосами и рубиновым оскалом. Бертон наполнил картину атмосферой своей любимой готики, однако этот фильм снят довольно классически даже по бертоновским меркам, за что, наверное, и получил «Оскар». © Warner Bros. 12. «Бэтмен возвращается» (1992) Бэтмена рвут на части сразу два злодея одновременно. Тема необычных рук продолжает волновать Бертона. По сюжету фильма «Бэтмен возвращается» в одной богатой семье рождается ребенок с ластами вместо рук. Младенец ведет себя агрессивно, убивает домашнюю кошку. Семья избавляется от ребенка, и он попадает на воспитание к пингвинам, населяющим канализацию Готэма. Потом ребенок вырастает, становится настоящим злодеем, Человеком-Пингвином (Дэнни ДеВито), и намеревается захватить власть в городе. Он вступает в сговор с промышленником Максом Шреком (Кристофер Уокен). Шрек избавляется от любопытной секретарши Селины, вытолкнув ее в окно. Но Селина не умирает, ее спасают уличные коты, так она становится Женщиной-Кошкой (Мишель Пфайффер). Странное, нелогичное поведение Селины в образе Женщины-Кошки и является основным движущим сюжетом фильма. То она вступает в сговор с Пингвином против Шрека, то влюбляется (не без взаимности) в Бэтмена (Майкл Китон). В обычной жизни Брюс и Селина тоже интересуются друг другом, но хранят свои секреты при себе. Однако так не будет вечно. Бертон завершил этот фильм, полный схваток и поединков, ярко и трагически, но в конце оставил надежду зрителям на счастливый финал и продолжение, которое так никогда и не сняли: следующие фильмы о Бэтмене делали другие режиссеры. © Warner Bros. 11. «Мрачные тени» (2012) Вампирская «Санта-Барбара», типичный фильм для позднего Бертона. XVII век. Барнабас Коллинз (Джонни Депп) — красивый и богатый дворянин, ловелас и покоритель женских сердец. Однажды он влюбляется в девушку по имени Жозетта. Но его с детства любит служанка Анжелика, которая является настоящей ведьмой. Она сбрасывает Жозетту со скалы, а Барнабаса превращает в вампира, которого общественность хоронит заживо. Спустя много лет Барнабас восстает из могилы уже в двадцатом веке. В своем старом, изрядно обветшавшем, доме он встречает своих наследников и реинкарнацию Жозетты. Также жива и Анжелика, которая всеми силами вновь стремится помешать Барнабасу стать счастливым. Вся эта любовная потасовка, стилизованная под готическую трагикомедую, является адаптацией одноименного телесериала 60-70-х годов, да и в целом сюжет напоминает эдакую мрачную «Санта-Барбару», разве что лица здесь у героев не загорелые на калифорнийском солнце, а, наоборот, очень бледные. © Warner Bros. 10. «Чарли и шоколадная фабрика» (2005) Джонни Депп в стимпанковских очках и высокой шляпе рулит волшебным заводом. Бертон снова и снова обращался к сказочной тематике, в случае «Чарли и шоколадной фабрики» сценарий фильма основан на одноименной повести Роальда Даля. Действие картины происходит, как обычно, в мирном провинциальном городе, достопримечательностью которого является шоколадная фабрика. В одной из бедных семей живет главный герой — мальчик Чарли Бакет. Кондитерским предприятием управляет Вилли Вонка (Джонни Депп), но никто никогда не видит таинственных рабочих этого завода. Однажды Вилли Вонка решает положить пять золотых билетов в шоколадки, чтобы дети со всего мира могли побывать у него на экскурсии. Чарли очень хочет попасть на фабрику. Найдя 10 долларов на улице, он покупает шоколадку и находит счастливый билет. Слоган этого фильма — «Приготовьтесь к шоколадному вкусу приключений», и он по-настоящему детский, хотя, справедливости ради, с детьми там происходят довольно ужасные вещи. © Disney Enterprises, Inc. 9. «Алиса в Стране чудес» (2010) Фантасмагоричная 3D-сказка по мотивам Кэррола. С возрастом Тим Бертон все больше тяготеет к созданию масштабных сказок, целых симфоний, с обилием странных и необычных героев, а также к переосмыслению популярных литературных сюжетов. Так, об «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла он был не очень высокого мнения, говоря, что героиня скитается от одного героя к другому, а ничего существенного в книге не происходит. Поэтому он придумал свой собственный сюжет по мотивам сказок Кэрролла. Алисе (Миа Васиковска) 19 лет, и ее собираются насильно выдать замуж. На свадьбе она замечает Белого Кролика, увлекшего ее в подземелье. Там, встретившись с рядом известных героев — Соней, Чеширским Котом и Безумным Шляпником (Депп), она раскрывает жестокие планы Красной Королевы (Бонэм Картер), которую все втайне называют ведьмой. Алисе предстоит сразиться с ужасным драконом Бармаглотом. Фильм был довольно кассовым, даже занял 23-е место в рейтинге кассовых сборов за всю историю. Денег он принес в основном потому, что это был первый примечательный фильм в 3D-формате после «Аватара». © Warner Bros. 8. «Марс атакует!» (1996) Фантастическая комедия про зеленых человечков. Смесь черного юмора и политической сатиры, упакованные в научно-фантастическую оболочку. Дело происходит в США. Однажды профессор астрономии докладывает президенту, что на околоземной орбите курсирует множество летающих тарелок, собирающихся высадиться в штате Невада. И вот случается историческое событие: земля встречает первых пришельцев. Ими оказываются маленькие хищные большеголовые марсиане, которые после слов «Мы пришли к вам с миром», сжигают из бластеров несколько десятков человек. Используя хитрость и коварство, марсиане заверили, что произошла ошибка, и марсианский посол решил выступить в американском сенате. Но здесь также высадился десант кровожадных марсиан, разгромивших всех и вся. Один марсианин, переодевшись шикарной блондинкой, даже совершил покушение на президента. «Марс атакует!» — гомерически смешная картина, созданная, кстати, по одноименной серии коллекционных карточек (интересно даже, какой там был сюжет), которую несомненно стоит освежить в памяти. © Walt Disney Pictures 7. «Франкенвини» (2012) Мультфильм про мертвую собаку. В этом анимационном фильме, имевшем большой коммерческий успех, главный герой — сам Виктор Франкенштейн, мальчик, увлекающийся естественными науками. У Виктора есть любимый пес — бультерьер Спарки. Когда школьный учитель по физике объявляет конкурс, Виктор решает участвовать. С его псом Спарки происходит несчастный случай: его сбивает машина. Виктор, который всем сердцем любит своего пса, решает воскресить его. Поскольку у него есть задатки настоящего ученого, то ему это удается. Но другие дети, украв у него чертежи, пытаются повторить эксперимент с воскрешением животных и тоже выиграть в конкурсе. Рукотворные монстры: гигантская черепаха, крыса-оборотень, стая морских обезьян, хомяк-мумия и летучая полукошка-полумышь — терроризируют город. Виктор и Спарки собираются спасти его. Этот черно-белый мультфильм был снят в 3D. В 1984-м году Бертон создал одноименный художественный фильм для студии Disney, так что это единственный в своем роде анимационный саморемейк. © 20th Century Fox 6. «Дом странных детей мисс Перегрин» (2016) В волшебном приюте для волшебных детей оказывается обычный тинейджер. Последняя на настоящий момент работа Бертона — снова грандиозная сказка, в которой, как много смешного и изобретательного, так и страшного и неприятного. Однако свой фильм он адресует, скорее всего, подросткам, новой для него аудитории. Джейкоб Портман — тинейджер, у которого умирает дедушка, рассказывавший ему необычные истории. Например, о том, что во время войны он жил в приюте для странных детей, которым управляла женщина-птица мисс Перегрин (Ева Грин). Джейкоб тяжело переживает смерть дедушки и едет в Великобританию, чтобы найти этот дом. Там он попадает во временную петлю и оказывается в сказочном поместье, наполненном удивительными персонажами: невесомой девочкой, гениальным мальчиком с проектором в голове, воспитанницей, умеющей прикосновением руки растить овощи, и так далее. Все как в «Людях Икс». Но за странными детьми охотятся Твари и Пустоты — злые существа под предводительством Мистера Бэррона (Сэмюэл Л. Джексон). © Warner Bros. 5. «Битлджус» (1988) Привидения пытаются выселить из своего дома нежеланных живых обитателей. Адам (Алек Болдуин) и Барбара (Джина Дэвис) живут в идиллическом двухэтажном домике на холме. Однажды в отпуске они попадают в автомобильную аварию, падают в озеро. Вымокнув до нитки, они возвращаются домой и обнаруживают (о, ужас!), что не отражаются в зеркале. На чердачке им попадается подозрительная книга «Учебник для усопших», а, выйдя за дверь, Адам и Барбара погружаются в зыбучие пески, где на них охотится огромная змея (привет «Дюне» Дэвида Линча). Спустя несколько дней в их дом въезжают новые жильцы — семья Дитц с рыхлым главой семейства Чарльзом, эксцентричной мачехой Делией и странной меланхоличной дочерью Лидией (Вайнона Райдер). Только Лидия, которая носит траур по матери, способна видеть Адама и Барбару, потому что вся ее жизнь — «одна большая черная комната». Утопленники не желают жить с новыми квартирантами в своем доме и пытаются всячески их напугать (тем более что деловитая Делия перекрашивает и ломает стены, делая ремонт), но все тщетно. Тогда они обращаются за помощью к экзорцисту Битлджусу, о чем немедленно жалеют. За «Битлджуса» Ве Нилл, постоянный гример Бертона, получила «Оскар» за лучший грим. Там и впрямь есть на что посмотреть. Например, в картине присутствует настоящий паноптикум мертвецов, от человека с крошечной головой до полностью испепеленной жертвы пожара. Впрочем, отменный грим станет главной фишкой и в последующих работах Бертона. © Touchstone Pictures 4. «Эд Вуд» (1994) Биография худшего режиссера всех времен. Эд Вуд (Депп) — молодой театральный режиссер, имеющий один фетиш: он любит переодеваться в женскую одежду. Однажды он читает объявление о работе в Голливуде: ищут продюсера и режиссера для съемок фильма «Я сменил пол». Вуд пишет сценарий, в котором раскрывает свой секрет, а потом предстает перед собственной женой-актрисой (Сара Джессика Паркер) в ее свитере и на каблуках. Одновременно Вуд встречает пожилого актера Белу Лугоши, который как раз примеряет на себя гроб. Вуд уговаривает Лугоши, сыгравшего когда-то графа Дракулу, сняться в его сомнительном фильме. Съемки проходят очень трудно: Лугоши скрывает, что он наркоман, периодически требует денег, от Вуда уходит жена. В конце концов, на премьере картину освистывает публика. Но Вуд не сдается и снимает новый фильм. «Эд Вуд» снят по биографическому роману Рудольфа Грея «Роман экстаза», и это настоящее черно-белое драмеди с обилием гэгов и кинематографических цитат. Есть момент, например, когда Вуд встречает своего кумира Орсона Уэллса, и тот дает ему дельный совет, снимать всегда не на дядю, а для себя. Этот фильм Бертона снова получил «Оскар» за лучший грим, но коммерческим успехом особо не пользовался, прямо как фильмы самого Эда Вуда. © 20th Century Fox 3. «Эдвард Руки-ножницы» (1990) Повесть о ненастоящем человеке с нерабочими верхними конечностями. В фильме «Эдвард Руки-ножницы» впервые у Бертона появляется Джонни Депп, который позже снялся у него почти везде. Его персонажа Эдварда создал безумный ученый-отшельник, живущий в старинном замке (Винсент Прайс). Он воспитывал мальчика, как родного сына, но, к сожалению, умер, не успев доделать руки. Однажды странного парня с лезвиями вместо рук встречает немолодая домохозяйка, живущая в пригороде. Она жалеет Эдварда и приглашает его жить в свою семью. Там Эдвард знакомится с юной дочерью миссис Боггс Ким (Вайнона Райдер) и влюбляется в нее. Поначалу между парочкой вспыхивает конфликт, но постепенно Ким проникается любовью и симпатией к Эдварду, хотя у нее и есть вредный бойфренд. Эдвард, между тем, пользуется успехом в деревеньке: стрижет газоны и пуделей, даже подумывает открыть парикмахерскую, но дело проваливается из-за прилипчивой клиентки, пытающейся его соблазнить. Один из самых трогательных фильмов Бертона, и, в принципе, лучшая роль Деппа, который явно воплощал образ Эдварда с большой любовью. Это настоящий маргинал с трудной и трагической судьбой и добрым искренним сердцем, которых потом, правда, Депп будет играть еще пару десятилетий. © Paramount Pictures 2. «Сонная Лощина» (1999) Мистический детектив на рубеже XVIII и XIX веков. «Сонная лощина» — изящная готическая картина, созданная по новелле «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга. На дворе 1799 год, Америка. Констебль Икабод Крейн (Джонни Депп) приезжает из Нью-Йорка в небольшой поселок Сонная Лощина, чтобы расследовать странное дело о серии убийств. Преступник действует зверски, отрубает своим жертвам головы. Крейн поселяется в доме богатого фермера Балтуса Ван Тассела, где ему рассказывают местную легенду о всаднике без головы, гессенском кавалеристе, злодеяния которого помогли раскрыть пара близняшек. Но прагматичный Крейн не верит в магию и колдовство, поэтому пытается найти убийцу другими способами. Параллельно Крейн вспоминает детство и рассказывает о своем трагическом прошлом возлюбленной – дочери Ван Тассела Катрине (Кристина Риччи). Оказывается, его мать была ведьмой и отец-священник жестоко убил ее. Также оказывается, что и со всадником без головы тоже не так все безоблачно: он реально существует. Но кто же им управляет? © Columbia Pictures 1. «Крупная рыба» (2003) Нежное кино о тонкой грани между фантазией и реальностью. Эдвард Блум (Альберт Финни) был большим выдумщиком и фантазером. Перед смертью он решил рассказать своему сыну — прагматичному клерку Уильяму (Юэн МакГрегор) — историю своей жизни и любви. Блум — ненадежный рассказчик, и непонятно, то ли он постоянно привирает, то ли его жизнь действительно была полна встреч с великанами, дрессированными цирковыми котами, колдуньями и сиамскими близнецами (впрочем, зрителя не удивить, для картины Бертона это норма). Но постепенно Уильям проникается этими историями (молодого Блума играет также МакГрегор), и уже на похоронах он понимает, что главная рассказанная отцом история была отчасти правдивой. Эта совершенно волшебная и хрупкая трагикомедия — последнее светлое пятно в творчестве Тима Бертона, фильм, после которого он сделал резкий поворот к мрачной, невеселой и иногда кровавой готике. Сначала режиссером фильма должен был стать Стивен Спилберг, но он оказался занят, и выбор пал на Бертона.