Войти в почту

«Замахнулись» на Вампилова. Жизнь и судьба драматурга будет экранизирована

Киношниками иркутян не удивишь. Иркутск, не говоря уже о Байкале, регулярно становится съёмочной площадкой для многих российских фильмов. Да и разнообразные кинофестивали не обходят стороной столицу Восточной Сибири. Тем не менее, творческие встречи с артистами и режиссёрами всегда проходят у нас при полном аншлаге. Не стала исключением из этого правила и встреча почитателей драматурга Александра Вампилова с создателями художественного фильма о нашем земляке - режиссёром Виктором Алфёровым и исполнителем главной роли Андреем Мерзликиным. В Иркутск они прилетели, чтобы снять финальные и самые драматические кадры - гибель писателя. Причём прилетели именно в те августовские дни, когда в области проходили мероприятия, посвящённые и юбилейному дню рождения Вампилова, и к дате его трагической смерти. Корреспондент «АиФ-Иркутск» побывал на встрече с создателями фильма. Всё сошлось На большие экраны картина «Облепиховое лето» выйдет в следующем году. Как сложится её прокатная жизнь, говорить рано, но уже сейчас понятно, что у фильма очень интересная судьба. «Я театральный режиссёр и никогда ничего не снимал, «Облепиховое лето» - мой дебют в кино, - честно признался Виктор Алфёров. - Придумал эту идею, и ещё не дописав сценарий, мне посчастливилось случайно познакомиться с Андреем Мерзликиным. Буквально за две минуты мы сошлись так, как сливаются две реки. Дописали сценарий, сняли одну маленькую сцену и подали заявку в Министерство культуры РФ. И сразу же выиграли, хотя туда очень много заявок подают большие известные кинокомпании и продюсерские центры, а мы практически со двора - и выиграли. Потом очень быстро нашлась студия, которую заинтересовал проект». И даже то, что в картине будет Байкал, её создатели называют огромной удачей. «У нас не было средств, мы снимали в Санкт-Петербурге, и продюсеры сказали, что сцену гибели Александра снимем на Ладоге, - рассказал Андрей Мерзликин. - Я был в шоке: стыдоба! Люди, что, не знают, как Байкал выглядит? Мы не обращались ни в какие органы, не писали никакие письма, потому что это такой бюрократизм, который может съесть любое дело. А времени оставалось очень мало. Для нас было важно снять эпизод на озере именно в день гибели Александра Вампилова. И нам помог ваш губернатор. А мы воспользовались такой удачей и сняли всё, что задумывали, и даже чуть больше - и красоту Байкала, и драматические сцены». В одном ряду с Ван Гогом и Гагариным Разумеется, иркутяне, ревностно относящиеся к своим знаменитостям, не могли не спросить столич ных гостей, почему именно Вампилов вызвал у них интерес, который в итоге привёл к созданию кино? Виктор Алфёров: «Пьесы Вампилова все знают и очень хорошо ставят практически в каждом театре нашей страны. Но меня всегда интересует сам художник, откуда у него взялась идея того или иного произведения, пьесы. Кроме того, я вырос в этих краях, знал, что Вампилов погиб на Байкале, а очень многие мои знакомые, и даже моя жена - а у неё два высших образования, в том числе ВГИК, - не знали. Для меня это стало некой отправной точкой. А ещё то, что Вампилов для меня - безусловный художник, стоящий в одном ряду с Ван Гогом, Моцартом, Чеховым, а о нём практически ничего в кинематографе нет. Правда, я довольно долго - четыре года - думал, имею ли право браться за эту тему». Андрей Мерзликин: «В начале пути мы не понимали, а сейчас уже чётко сформулировали для себя: как можно было раньше жить и не осознавать, что не снимать фильмы о таких вершинах, как Вампилов, - большое невежество со стороны нашего кинематографического сообщества? До сих пор в современной драматургии нет аналогов его творчеству. А ведь театр как вид искусства призван отражать действительность сегодняшнего дня. Как зеркало. Не ставить пьесы столетней давности и искать в них какие-то актуальные мысли. Кто мы - зрителям должна рассказывать молодая современная драматургия. Вампилов был Гагарин в драматургии (не моя цитата), то есть первым, кто осмелился её изменить, изменить угол мировоззрения на страну, на общество в тот момент. Можно сказать, что тогда реальность пришла в театр. Поэтому его не признавали и даже боялись, ведь молодой автор из глубинки двинул театр на десятилетия вперёд, а люди не понимали, что с этим делать. Хотя, кажется, ничего особенного в его пьесах нет. Да и сама жизнь вашего земляка настолько драматична, что достойна большого серьёзного кино. Тем не менее, это огромный риск и ответственность - взяться за такую тему. Но мы рискнули и «замахнулись» на Вампилова. Когда я учился во ВГИКе, нам всегда давали играть Островского и говорили: вот, пока вы молодые, тренируйтесь на нём. Островский - это лучший драматург для обучения студентов. А если ты самостоятельно брался за Вампилова, педагоги считали это самоуверенностью. Нужно быть очень опытным человеком, многое повидать, прочувствовать, чтобы хотя бы чуть-чуть прикоснуться к тем моментам, о которых говорит по большому счёту поэт Вампилов. Ведь его драматургия по какому-то подсознательному образному мышлению схожа с поэзией. Во всяком случае, именно так её воспринимаю я. И гибель Александра в 35 лет - это настоящая трагедия. Он, как облепиха, только набрал цвет, и возможно, нас бы ждали ещё более удивительные драматургические потрясения. Однако история, как известно, не знает сослагательного наклонения». У каждого свой образ Разумеется, съёмочная группа не могла не побывать на малой родине своего героя - в Кутулике, где на встречу пришёл практически весь посёлок. «Около двух часов мы держали там «оборону», - признался Андрей Мерзликин. - Люди забросали нас вопросами: почему мы снимали не у них, почему в фильме вообще не будет Кутулика, почему я не бурят? А ещё вынесли вердикт, что мы всё не так сняли, потому что не знаем, как было». Вообще вопрос «Насколько документален фильм?» оказался очень важным не только для односельчан драматурга, а для многих его поклонников. Андрей Мерзликин: «У каждого - свои воспоминания о драматурге, об одних и тех же событиях все рассказывают кардинально противоположные вещи. Поэтому режиссёр сделал абсолютно правильно, уйдя от документальности и оставив только образ большого писателя, глубокого, задумчивого, совестливого человека. Нам все рассказывают, что Саша был весёлым - душа компании, пел, на гитаре играл, в футбол гонял... Надеемся, что об этом снимет следующий режиссёр. Мы как бы «всковырнули» тему, и возможно, появится целая плеяда фильмов о Вампилове. И так и должно быть, ведь «Облепиховое лето» не закрывает тему. Более того, я думаю и эту мысль в Минкульте озвучил, что пришла пора ЖЗЛ не только в литературе, но и в кино. Пускай малыми бюджетными формами, пускай один отрывок из жизни - но мы узнаем о великих людях хоть немного. Сейчас мы посмотрели на жизнь Вампилова, а Шукшин? А поэт Николай Рубцов, который есть в нашем фильме? А Распутин? Это вообще отдельная картина может быть об их спайке с Вампиловым, как они шлифовали и учили друг друга. И, наверное, такой фильм лучше делать вашими силами, здесь, на месте, потому что дистанция от Москвы до Иркутска очень огромная». Виктор Алфёров: «Я бы точно сошёл с ума, если бы приехал в Кутулик, всех послушал, а потом попытался бы всё это соединить в сценарии. Я никого не слушал, иначе фильма никогда, наверное, не было. Потому что у каждого из нас - свой Вампилов. Мы сознательно не шли по пути документальности и схожести, это совершенно авторская работа. Но естественно, перед тем как сказать: «Мотор, камера», показали сценарий Ольге Михайловне - вдове драматурга и его дочери. Они его одобрили и при этом сказали: делайте, как считаете нужным, потому что тоже не были свидетелями всех событий в жизни Александра. Но что точно есть документальное в фильме, так это его тексты, письма. Так или иначе, каждая сцена, эпизод, каждый диалог в картине соткан из переписки Вампилова, которая есть в открытом доступе, с разными людьми. Кроме того, есть записи репетиций его спектаклей, постановки в иркутском театре». Кстати: Как утверждают создатели фильма «Облепиховое лето», книги Вампилова невозможно купить в столичных книжных магазинах, потому что их не переиздают. Они надеются, что своей работой смогут обратить внимание на произведения драматурга и кто-то решит их переиздать. А иркутянам они советуют обязательно разработать экскурсионный вампиловский маршрут, объединив в одно целое Иркутск, Кутулик, Листвянку. «Ведь Вампилов интересен всем, его пьесы ставят по всему миру», - говорит Виктор Алфёров. И подтверждение этого - XI Международный театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова, который пройдёт в Иркутске с 17 по 24 сентября 2017 г. В эти дни зрители увидят спектакли коллективов из Кореи, Монголии, Франции, Италии, российских городов.

«Замахнулись» на Вампилова. Жизнь и судьба драматурга будет экранизирована
© АиФ Иркутск