Ещё
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Актеры
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
ТВ
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Фильмы
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Сериалы

Карен Шахназаров: «Кино — сложное и жесткое дело» 

Карен Шахназаров: «Кино — сложное и жесткое дело»
Фото: На Западе Москвы
 — генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» с 1998 года, человек, можно сказать, возродивший студию, находившуюся к тому времени в весьма плачевном состоянии.
Кроме того, он — действующий режиссер, на его счету на сегодняшний день 16 картин, в этом году состоялась премьера его фильма и сериала «. История Вронского». А еще Карен Георгиевич весьма известная общественная фигура — очень часто его можно видеть и слышать в телевизионных политических ток-шоу. Недавно он был гостем XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге. В один из дней состоялась встреча Карена Шахназарова со зрителями. Был практически аншлаг, и беседа получилась живой и интересной. Первый вопрос был о самом актуальном — об «Анне Карениной».
Толстой знал обо мне все!
— Карен Георгиевич, как вы решились на то, чтобы из «Анны Карениной» полностью убрать линию Левина? Ее нет ни в вашем сериале, ни в фильме.
действительно был гениальный, я не подвергаю это сомнению. Но мне, например, линия Левина всегда казалась не самой удачной в романе. Во всяком случае, мне она была не близка. Мне кажется, она была достаточно умозрительна. А вот вся часть, которая связана с взаимоотношениями этого треугольника, необыкновенно живая, полная какой-то энергии, страсти. И самое главное — она очень современна. Я когда снимал какие-то сцены, просто думал «господи, откуда Толстой знал, что происходило в моей жизни!» Я все это видел и переживал. Я три раза был женат и у меня практически были сцены, которые Толстой описал 150 лет назад. Это удивительно!
— Почему на роль Анны вы взяли ?
— Она пробовалась шесть или семь раз, и она меня убедила. Она создавала тот образ, который мне казался правильным. Дело все в том, что Анна Каренина — очень сильная личность, самая сильная в романе. Это и понятно, никакая другая женщина, обладающая более слабым характером, не могла бы совершить тех поступков, которые совершила она. Мне хотелось видеть страстного, темпераментного, очень сильного человека. Мне показалось, что в Лизе как раз это есть, она очень большая актриса.
Сила образа
— Какие фильмы сложней снимать — по выдуманным сценариям, или исторические, основанные на реальных событиях?
— Здесь есть вопрос, насколько это убедительно для зрителя. Приведу в пример знаменитую в киносреде байку. Когда начал снимать «» и в коридоре «Мосфильма» встретил Михаила Ильича Ромма. И Ромм ему говорит: «Слушай, Сергей, а как ты взялся вообще за эту тему, ведь там ничего неизвестно, какие-то летописи, пять слов, каким у тебя будет Невский?» На что Эйзенштейн ему ответил: «Вот каким сниму, таким и будет». И он снял настолько художественно убедительно, что для нас теперь Александр Невский — это тот персонаж, который создал Эйзенштейн. И классические кадры Октябрьской революции, которые мы смотрим как документальные, тоже сняты Эйзенштейном. Хотя ничего этого не было. В этом смысле художественный образ порой гораздо сильней, чем исторический факт. Весь вопрос в том, чтобы это был такой художественный образ, который заставит нас в себя поверить. Это самое сложное. В конце концов, Наполеона и войну 1812 года мы знаем именно по Толстому. Я вообще считаю, что большие художники обладают какой-то интуицией, они точней чувствуют и время, и историю, чем просто ученые.
— Вы не хотите снять продолжение своего знаменитого фильма «Курьер»?
уже лет десять собирается это сделать. Он же закончил режиссуру. Он ко мне пришел, принес сценарий. Спросил, не против ли я. Я сказал, что нет. Пусть делает, если ему это интересно. Сам я снимать не собираюсь. Я вообще к этому отношусь достаточно осторожно. Я не помню, чтобы продолжение когда-нибудь по-настоящему получалось. Недавно по какому-то каналу показали все части «Крестного отца», и я их подряд посмотрел. Ну просто видно — первая часть очень хорошая, вторая — хуже, а третья совсем слабая. Хотя Коппола великий режиссер.
Книги, вино и плавание
— Как вы поддерживаете свою форму, восстанавливаетесь?
— Пью вино (смех и аплодисменты). У меня есть три хобби. Я очень люблю плавать, с детства занимался. Хотя многие говорят, что это довольно тупой вид спорта. Действительно, что это за занятие — туда-сюда, туда-сюда. Но мне это нравится. Я думаю, что это позволяет мне как-то держать форму. Во-вторых, я правда люблю красное сухое вино. Я, как говорится, не монах и с удовольствием в компании могу выпить несколько бокалов красного вина. И третье — читаю книги. Пожалуй, это три моих любимых занятия. Заметьте, я ничего не сказал про кино!
— Вы дружите с теми актерами, которые у вас снимались?
— Мне повезло в жизни, я работал с лучшими советскими, российскими актерами. Я работал с Леней Филатовым, с , с , , с которым мы просто стали близкими друзьями, с , с Володей Меньшовым, с . Мне довелось даже поработать с такими крупными зарубежными актерами, как , . Первая версия «Палаты № 6» была совместно с итальянцами и там должен был играть Мастроянни. Тогда проект не состоялся, но мы с ним месяц в Риме общались. Он произвел на меня огромное впечатление. Когда ты работаешь с такими актерами, как Евстигнеев или Басилашвили, это громадная школа, они очень много мне дали. И, конечно, мы с ними были друзьями. Это не значит, что мы постоянно сидели выпивали. Хотя с Евстигнеевым мы выпивали часто. Евгений Александрович был человек живой. Оставался и остаюсь в очень теплых отношениях с теми актерами, с которыми я работал, со многими дружу. С Володей Меньшовым мы близкие друзья.
Высшие силы и вера в себя
— Карен Георгиевич, ваша династия продолжается, в этом году в режиссуре дебютировал ваш сын Иван. Его фильм участвовал в конкурсе «Кинотавра». Как вы относитесь к выбору сына? Видели ли его фильм?
— Я его никогда не агитировал и в эту сторону не направлял. Наверное, Иван стал режиссером, потому что у него во многом вся семья была связана с кино. Дело все в том, что, помимо меня, у него мама актриса, дедушка — замечательный звукорежиссер , который был звукорежиссером на фильме «Летят журавли». Прадед у него , между прочим, тоже был неслабый режиссер. Снял «Сын полка», «Хождение за три моря», был оператором «Путевки в жизнь». Бабушка была монтажером. Кино, при всем внешнем таком блеске, сложное и жестокое дело, поэтому преуспеть в этом довольно сложно. Но и запретить Ивану я тоже не могу. Картина его мне понравилась. Но я — заинтересованное лицо, и не берусь судить. Хотя сценарий мне совершенно не нравился. Но он, честно говоря, со мной не очень советуется. Как сложится эта судьба, в конечном счете зависит от него и от высших сил. Когда я преподавал, первое, что я сказал своим студентам, было: «Ребята, вы должны понять, что у вас нет никаких шансов. Если вы с этой мыслью будете учиться и работать, может быть, что-то сложится». Ты можешь быть врачом, инженером. Ну хорошо, ты не станешь академиком, не станешь директором крупного завода. Но ты можешь работать врачом, заниматься своим делом и совершать полезные вещи. Это все равно реализация. А в кино ты должен снимать фильмы. Если ты их не снимаешь, ты уже неудачник. А снимать фильмы — это очень сложно. Сложно добиться этого права, это огромные деньги, организация. Это все очень непросто, поэтому, к сожалению, я в своей жизни видел очень много талантливых людей, которые не реализовались. Если из вгиковского курса выходит хотя бы один человек, который реализовался, это хорошо.
— Стоит ли ждать появления «новой волны» в российском кинематографе в ближайшее время?
— Грядёт ли «новая волна»? Нет. Я считаю, что любые открытия в искусстве сопряжены с появлением мощных идей в обществе, будь то Ренессанс, французская «новая волна», советское революционное искусство и т.д. Пока я не вижу такой сильной идеи в современном российском обществе, да и в мире тоже. Что-то зреет, но пока оно не созрело, «новой волны» ждать не приходится.
Видео дня. Как выглядела в молодости Татьяна Орлова
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео