Ход королевами
Хелен Миррен и Джуди Денч в программе Венецианского фестиваля Два фильма из программы Венецианского кинофестиваля («Виктория и Абдул» и «В поисках праздника») произвели особенное впечатление не столько сами по себе, сколько благодаря фантастической игре актеров старой школы. Этот феномен анализирует Елена Плахова. Первый фильм, поставленный режиссером Паоло Вирдзи,— конкурсный. Он называется «В поисках праздника» и повествует о супружеской паре, которая отправляется в предсмертную поездку по дорогам Америки в оборудованном для ночлега фургоне. Элла и Джон бегут от детей, врачей и ужасов старости прямо в объятия неизбежной смерти. Джон — профессор литературы, обожает Стейнбека, Джойса и особенно Хемингуэя: в доме-музее последнего разыгрывается предфинальная сцена фильма. Дональд Сазерленд, в 40-летнем возрасте игравший монстров и декадентов у Феллини и Бертолуччи (среди прочего — незабываемого Казанову), сейчас, когда ему за 80, предстает в облике добряка-интеллектуала, катастрофически теряющего память. Эллу, чьи дни сочтены из-за онкологической напасти, играет Хелен Миррен, и этим все сказано: ядовитое обаяние, неувядающая сексуальность, полускрытый надлом. Старческая романтика, которая мгновенно обернулась бы глупостью или пошлостью в другом исполнении, здесь оправдывает себя, допуская даже сцену интимной близости, впрочем, не слишком глубокой и не вполне буквальной. Сазерленд — канадец, Миррен — англичанка с русскими корнями, но оба они представляют одну и ту же школу актерской игры, которую можно смело назвать королевской. В Великобритании ее возглавляют две актрисы, специализирующиеся на ролях королев,— это Хелен Миррен и Джуди Денч. Вторая из них добавила новый экспонат в свою коронную коллекцию, сыграв роль королевы Виктории в фильме «Виктория и Абдул». Режиссер этой картины Стивен Фрирз тоже не чужд монархической специализации: 12 лет назад в Венеции триумфально прошла его «Королева», а сыгравшая в ней Елизавету Вторую Хелен Миррен была награждена «Кубком Вольпи» за лучшую женскую роль. Джуди Денч награда не грозит: новый фильм представлен вне конкурса, как, впрочем, и вне любой конкуренции находится ее игра безусловного экстра-класса. История индийца Абдула, ставшего фаворитом и конфидентом 80-летней королевы, рассказана с юмором и актуальными приколами: так, мусульманин Абдул потрясает английский двор явлением своих жены и тещи под глухими черными паранджами, закрывающими их с головы до ног, включая лица. И все же этот сюжет остался бы историческим анекдотом, который не стоит принимать всерьез, если бы не Денч. Ее Виктория из старого мешка с болячками и капризами, по какому-то недоразумению наделенного властью, на глазах превращается в женщину, чувствующую, увлекающуюся и готовую к любви почти что на смертном одре. «Олдскульность» фильмов, представленных в фестивальный уикенд, желающие могли компенсировать, посетив островок виртуальной реальности. Островок в буквальном смысле: соответствующая программа развернута на острове под названием Лаццаретто Веккьо. Здесь вас встречают инструкторы, надевают на голову шлем и дают возможность погрузиться в мир трехмерных изображений. Всего за два часа можно успеть поучаствовать в ограблении банка и провести с американской семьей День благодарения, вплотную пообщавшись с чудаками-родителями и шаловливыми детьми. Можно даже проехаться в автомобиле, который чуть не разбивает водитель-инвалид. Здесь уровень актерской игры вовсе теряет свое значение, уступая место остроте иллюзорных, но все же довольно сильных ощущений.