"Иди и смотри" Элема Климова в Венеции
Картину режиссера Элема Климова «Иди и смотри» показали 1 сентября на 74-м Венецианском международном кинофестивале в конкурсной секции Venezia Classici. Отреставрированная Киноконцерном «Мосфильм» кинолента стала единственной российской картиной, представленной в 2017 году на фестивале. Конкурсный показ состоялся вечером 1 сентября в кинозале Casino и прошел при аншлаге. «Мы рады поддержать показ прекрасной картины Элема Климова «Иди и смотри» в классической секции Венецианского международного кинофестиваля. Надеемся, что Россия ежегодно будет представлена подобными фильмами на лучших мировых кинофорумах!»,- отметил, в свою очередь, глава департамента кинематографии Министерства Культуры Российской Федерации Вячеслав Тельнов Четвертый год подряд показ отечественных картин в секции «Классика» на Венецианском международном кинофестивале проходит при непосредственном участии Фонда поддержки и продвижения культуры и кинематографии «Открытый мир». Второй год Фонд представляет фильмы в сотрудничестве с Киноконцерном «Мосфильм». «Для нас это большая честь и мы надеемся, что впереди у нас еще много интересной совместной работы по данному направлению. Подтверждением необходимости и важности нашей работы как раз является результат совместной работы по подготовке к участию российских картин секции Venezia Classici . Второй год показы собирают полный зал. Зрители аплодируют фильмам российских режиссеров, они ждут эти заново возрожденные для показа на большом экране картины и, в некоторой степени, открывают их для себя снова», - рассказала учредитель и глава Фонда поддержки и продвижения культуры и кинематографии «Открытый мир» Елена Романова . «Мосфильм» не первый год принимает участие в программе «Классики» в рамках кинофестивалей в Каннах и в Венеции. Отреставрированные картины киностудии получают высокие оценки не только благодаря их художественным достоинствам, но и за высочайшее качество реставрационных работ. Работа по реставрации и переводу картин в цифровой формат ведется, прежде всего, для того, чтобы сохранить фильмы для будущих поколений. Благодаря этой работе зритель может увидеть картины в их первозданном виде, такими, какими их задумывал режиссер. Карен Шахназаров, генеральный директор киностудии «Мосфильм»: «Реставрация картины «Иди и смотри» велась около 4 месяцев и это не большой срок по сравнению с работой над такими картинами как «Война и Мир», «Александр Невский», «Иван Грозный», которые длились около года. Деятельность по реставрации некоммерческая, все работы производятся только за счет средств Киноконцерна, но мы считаем очень важным сохранить наиболее художественно значимые картины, к которым, безусловно, принадлежит фильм Элема Климова «Иди и смотри». Мы рады тому, что Венецианский фестиваль счел возможным включить фильм в программу «Venezia Classici» и надеемся, что новая отреставрированная версия будет иметь долгую жизнь и ее увидит новое поколение российских и зарубежных зрителей». Процесс реставрации очень сложный, дорогостоящий и кропотливый, требующий профессионализма, многоэтапных и высокотехнологичных решений. Для этого направления «Мосфильм» использует новейшее оборудование, на котором работают опытные специалисты. На сегодня студией отреставрировано более 80 картин, в их числе и военная драма Элема Климова, созданная киностудиями «Мосфильм» и Беларусьфильм» по сценарию Алеся Адамовича и самого режиссера. «Элем Климов родом из Сталинграда. Отец Климова жил на правом берегу Волги, мать - на левом. Их эвакуировали, и ребёнком Элем, однажды чудом спасшийся от артобстрела за памятником Ленина, видел, уже на пароме, двигавшемся через Волгу, как горел город - длинная стена огня, отражавшаяся в воде, которая вспухала от разрыва бомб. По словам Климова Сталинград сразу после войны выглядел как город после атомной бомбардировки. После войны дети Сталинграда жили на горах оружия, покорёженной техники, боеприпасов. Какое-то время все эти свидетельства отгремевшей войны даже никто не охранял, и ребятня, рискуя жизнью, таскала на себе ракетницы, гранаты, мины, устраивая взрывы на городских помойках. Один осколок после таких недетских игр попал Элему чуть ниже подбородка, и осколок вытащили оттуда только 11 лет спустя. Двадцати годами позже он с невероятными усилиями снял едва ли не лучший фильм о войне - «Иди и смотри», хотя сам считал шедевром «20 дней без войны». Словно вытащил из себя ещё один осколок, застрявший в сознании и измучивший его непреодолимой болью. Жестокий фильм, он боялся сделать его ещё более жестоким, хотя потом жалел о том, что в его режиссёрских генах не хватило вот этой ещё большей жестокости. Фильм-ад. Фильм, в котором от огня, выжигавшего белорусские деревни, плавится само время. В финале камера Родионова летит над пущей , которая вдруг становится белой. Я однажды спросил Элема Германовича, , собственно, что вы имели в виду, когда лето становится снежным? Он ответил примерно так : «Здесь время перестаёт существовать, и времена года теряют свою извечную логику». И тут же спросил меня: «А вы что подумали?» Я ответил - мне показалось, что этот лес поседел. «Может быть, и так», - ответил создатель этого великого фильма», - поделился перед показом картины консультант венецианского Биеннале по вопросам кино Петр Шепотинник. По словам главы секции Venezia Classici на Венецианском кинофестивале Франчадичелле Стефано, фильм Элема Климова «Иди и смотри», стал для него самым сильным фильмом о Второй мировой войне, из всех, что он когда-либо видел. «Пристальное исследование природы зла напоминает о том, какое важное место занимает в нашей жизни человечность. Эта работа – незабываемый психологический урок, преподнесенный в жанре кино», - прокомментировал Франчадичелле Стефано. О картине Элема Климова «Иди и смотри»: Действие картины «Иди и смотри» разворачивается на территории Белоруссии в 1943 году. Белорусский мальчик Флёра становится свидетелем ужасов карательной акции нацистов. Познав реальность войны и фашизма, из жизнерадостного подростка Флёра превращается в седого старика. В своей картине Элем Климов дал однозначный ответ на то, что из себя представляет война, показал её реальный ужас. Фильм был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях и занял шестое место в советском кинопрокате 1986 года: его просмотрели 29,8 млн зрителей. По опросу читателей журнала «Советский экран», «Иди и смотри» был признан лучшим фильмом 1986 года и был удостоен Государственной премии СССР. В последующие три года фильм демонстрировался в одиннадцати странах, преимущественно европейских, но также он был показан в Северной Америке и в Азии. Впоследствии картина укрепилась в рейтингах лучших фильмов различных изданий и утвердилась во многих кинорейтингах, в том числе - зарубежных. По версии журнала «Time Out», картина занимает шестую строчку в списке «50 лучших военных фильмов всех времён», одновременно являясь лучшим фильмом о Второй мировой войне. В 2008 году другой британский журнал — Empire — включил ленту в список «500 величайших фильмов всех времён» под номером 60. По результатам опроса, проведённого в 2012 году британским журналом «Sight & Sound» среди режиссёров, картина заняла 30 место в списке лучших фильмов всех времён. В 1985 году фильм был выдвинут от СССР в число претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм «Иди и смотри» стал заключительным в его режиссёрской карьере. В кинокартине снимались Алексей Кравченко, Ольга Миронова, Любомирас Лауцявичус, Владас Багдонас, Пётр Меркурьев и другие. О конкурсной программе Venezia Classici: Секция Venezia Classici ведет активную работу на Венецианском кинофестивале с 2012 года и ежегодно представляет отреставрированные фильмы прошлых лет. В конкурсную программу Venezia Classici в 2017 году войдут 20 отреставрированных кинокартин, среди которых: «Красная пустыня» Микеланджело Антониони, «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи, «Чёрный Пётр» Милоша Фрмана и другие.