Ещё
На экранах фильм ". Начало"
К началу учебного года в прокат вышел фильм «Гоголь. Начало», предлагающий нестандартный взгляд на жизнь и творчество классика русской литературы. По мнению Юлии Шагельман, интересных (пусть и позаимствованных) идей у режиссера и его команды было намного больше, чем бюджетных и технических возможностей их реализовать.
Сама по себе мысль сделать Гоголя кем-то вроде агента Малдера XIX века вполне остроумна, даже если не слишком оригинальна. Еще в фильме «Путешествие в машине времени» ("Time After Time", 1979) бросался в прошлое на поиски Джека Потрошителя, собственноручно построив соответствующую машину, а в «Вороне» (2011) По ловил серийного убийцу, имитирующего его произведения. Детективы и триллеры, в которых главным героем становится какое-нибудь известное историческое лицо, выходят пачками что ни сезон, и если уж президент Линкольн может стать охотником на вампиров (пусть экзерсис на эту тему, мягко говоря, не слишком удался), то самому мистическому из русских классиков сам бог велел поучаствовать в чем-то таком потустороннем.
В 1829 году Николай Васильевич Гоголь (звезда фильма ) кропает свои первые, довольно неудачные, литературные опыты. Поэма «Ганс Кюхельгартен», подписанная псевдонимом «В. Алов», настолько плоха, что Гоголь выкупает весь тираж и сжигает его. А в качестве настоящего, надежного занятия будущий классик служит писарем в Третьем отделении — тоже реальный факт. Несмотря на вопиющую профнепригодность Гоголя, не выносящего вида крови и склонного к внезапным обморокам и непонятным видениям, его привечает знаменитый сыщик Яков Петрович Гуро (, повторяющий своего Фандорина из «Статского советника», только в красном пальто), которому именно эти паранормальные способности молодого писаря позволяют раскрыть очередное дело. Поэтому, когда Гуро отправляется в Полтавскую губернию расследовать загадочное убийство девушки, начинающего литератора он берет с собой.
По приезде в село Диканька обнаруживается, что оно ничем не напоминает уютную сказочную картинку из классического фильма . Зато очень похоже на «Сонную лощину»: фильму наш «Гоголь» обязан и холодной синеватой цветовой гаммой, и антуражем (таинственный лес, река, вечный туман), и образом романтической белокурой красавицы (здесь она — жена местного помещика, но актрису , кажется, взяли на роль как раз за некоторое сходство с Кристиной Ричи), и натуралистичной сценой эксгумации трупа, и типажами местных представителей власти. Прямиком из «Сонной лощины» сюда перекочевал и ужасный черный всадник, которому приписывают убийства невинных девиц. Правда, у нашего всадника есть голова и — для пущего страха — растущие из спины рога, но десять отличий от персонажа Бертона точно не наберется.
Конечно, целых шесть сценаристов, работавших над сюжетом фильма Егора Баранова, действительно черпали щедрой рукой из биографии Гоголя и из его произведений. С гоголевских страниц взято большинство эпизодических персонажей и постоянные виньеточки вроде рассказа следователя Гуро о маньяке-чиновнике, ворующем шинели и — какой реприманд неожиданный! — пожирающем своих жертв. Еще здесь есть пара неопасных шуток про «клятых москалей», непременные вареники и галушки, подмигивание прежним ролям Олега Меньшикова ("А не хлопнуть ли нам по рюмашке?") и внезапный Пушкин в исполнении  — самый страшный персонаж в этом фильме ужасов. Однако, несмотря на все эти детали, неистовое желание создателей картины придать ей то, что кажется им у Бертона и других заграничным шиком, лишает ее всякой самобытности. Этот Гоголь мог бы подвизаться хоть в Йоркшире, хоть в штате Мэн.
Возможно, «Гоголь. Начало» действительно мог бы подвигнуть школьников достать с полки запыленный томик «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (особенно, конечно, их должен заинтересовать рейтинг «18+»), но едва ли им глянется чисто техническая кустарность, с которой это кино снято. По сути, это не законченная картина, а два первых эпизода восьмисерийного фильма, который будет показан на канале ТВ3 в 2018 году, а до этого в широкий кинопрокат с промежутком в месяц выйдут еще три полнометражки по мотивам «Вия», «Страшной мести» и «Заколдованного места». Продюсер горячо настаивает, что его детище — именно многосерийный фильм, а не сериал, хотя принадлежность его малому экрану видна невооруженным глазом, особенно в том, что касается монтажа и спецэффектов. И это телевидение уровня не «Игры престолов», а какого-нибудь «Дома ужасов Хаммера» 1980-х годов — с вызывающе искусственной кровью, пластиковыми частями тела и гримом, достойным разве что самодеятельного театрального кружка. Все это, положим, пугает, но в основном тем, насколько плохо сделано.
Видео дня. Дочь показала, как выглядит «радистка Кэт» сегодня
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео