Таджикские режиссеры рассказали об участии в мусульманском кинофестивале

ДУШАНБЕ, 12 сен — Sputnik, Анастасия Лебедева. На несколько дней от начала до окончания международного фестиваля мусульманского кино Казань исправно справлялась с ролью центральной площадки исламского кинематографа. В столицу Татарстана на кинофестиваль, который проходил с 5 по 11 сентября, приехали режиссеры 27-ми стран, включая Россию, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Сирию, Непал, Бангладеш и другие. Таджикистан представляли Умедшо Мирзоширинов с картиной "Мушкилкушо" (Преодоление) в номинации "Игровой полнометражный фильм" и Сафарбек Солиев с фильмом "Камиль" в категории "Документальный полнометражный фильм". Почетных гостей встречали с радушием и угощением под звуки национальной музыки. Режиссер Умедшо Мирзоширинов Sputnik Таджикистан рассказал, как проходил кинофестиваль и чем завершился. Киноразнообразие В течение недели в Казани были организованы бесплатные показы участвующих в программе фестиваля картин. Сеансы шли один за другим с утра до вечера, однако желающих познакомиться с кино оказалось больше, чем могли вместить в себя залы. Перед каждым показом в фойе выстраивались огромные очереди. Гостям приходилось сидеть на ступеньках и нередко даже на полу. Компанию рядовым зрителям составляли члены жюри, да и сами режиссеры, которые с удовольствием знакомились с работами соперников. Многие режиссеры были приятно удивлены, какое впечатление на людей произвели их фильмы. "Зрители восприняли фильм очень хорошо, они сопереживали героям, сочувствовали им. После просмотра ко мне подходили люди, благодарили за фильм, задавали вопросы по сюжету. Мне было очень приятно, что я обрадовал столько людей, показал свою культуру", — рассказал Умедшо Мирзоширинов после показа "Мушкилкушо". Как и положено собранию творческих людей, обсуждение просмотренного кино затягивалось на долгие часы. Режиссеры обедали, ужинали, пили вечером кофе и прогуливались по Казани, параллельно рассуждая о работах коллег. Таджикские режиссеры Умедшо Мирзоширинов, Сафарбек Солиев и Шарофат Арабова держались вместе. Иногда их компанию разбавляли коллеги из Ирана. В таких случаях все вместе они продолжали беседы на фарси. "Я участвую в первый раз. Хочу сказать, что это очень хороший фестиваль и по задумке, и по уровню организации, что важно, потому что тут собрались люди искусства из разных стран, с разными культурами. Все сделано правильно, корректно. Очень хорошо поставлена работа переводчиков. Я просто в восторге от фестиваля и Казани", — поделился впечатлениями со Sputnik Таджикистан Сафарбек Солиев. Программа фестиваля была столь насыщенной, что многие практически жили возле кинотеатров, желая успеть познакомиться со всеми работами. Дни пролетали быстро и ярко. Вереница пресс-конференций Параллельно с показами на площадках фестиваля проходили пресс-конференции по каждой из номинаций, а также мастер-классы. Наибольший интерес представляла пресс-конференция режиссеров, попавших в главную номинацию "Лучший полнометражный игровой фильм". На вопросы корреспондентов отвечали Анар Аббасов ("Амун", Россия), Умедшо Мирзоширинов ("Мушкилкушо" (Преодоление), Таджикистан) и Амир Пуркиан ("Фальшивка", Иран). Отвечая на вопросы из зала, Мирзоширинов подчеркнул, что в своем фильме не пытался обойти острые углы в теме трудовой миграции. "Я сознательно шел к тому, что буду снимать жизнь именно своих земляков-мигрантов, ведь фильм про них. Пришлось найти настоящих мигрантов, которые согласились впустить группу в их съемные квартиры в Москве", — пояснил режиссер. Режиссер Умедшо Мирзоширинов По его словам, главная идея "Мушкилкушо" состоит не в том, чтобы показать дискриминацию или неправильное отношение к людям другой культуры, а в том, чтобы зритель понял, насколько это несущественно. "Фильм не о том, что родственники не разрешают встречаться таджичке и русскому — мусульманке и христианину. Для меня задачей было показать, что в этом ничего нет. Это все придумали сами люди. Бог же хочет любви для каждого человека. Люди рождаются от Бога чистыми, а родители уже на ребенке пишут, как на листке бумаги, чей он сын, кто по национальности, вероисповеданию, гражданин какой страны. И он начинает с этим жить. А по сути мы все возвращаемся к Богу опять чистыми", — мудро ответил Мирзоширинов. Режиссер добавил, что в фильме показана чистая любовь, далекая от тех обвинений, что на нее вешают окружающие люди. Красная дорожка под зонтом Совсем незаметно кинонеделя подошла к концу. Финальным аккордом недельного фестиваля стали красная дорожка и церемония закрытия. Таджикский режиссер Сафарбек Солиев Несмотря на сырой и хмурый день, участники и гости мероприятия пребывали в отличном настроении. Правда, из-за дождя проход по красной дорожке пришлось изрядно сократить, а от вереницы автомобилей до входа в театр оперы и балета выставить кордон из зонтиков. Церемония награждения прошла с присущим столице Татарстана задором и национальным колоритом. В течение нескольких часов члены жюри, почетные гости и счастливые победители сменяли друг друга на сцене в ярком калейдоскопе, чередуясь с артистами и певцами, которые знакомили зарубежных гостей с культурой республики. Церемония закрытия Казанского фестиваля мусульманского кино Статуэтка за лучший полнометражный игровой фильм ушла Мустафе Кара за "Холод Каландара" (Турция — Венгрия). Лучшим короткометражным игровым фильмом был признан "Голос" (Азербайджан-Иран, Дариуш Наджафи Голь). Лучшим короткометражным документальным фильмом стал "Это любовь" (Азербайджан, Теймур Даими), а лучшим полнометражным — "Земля просветленных" (Бельгия, Питер Ян Де Пью). К большому сожалению, таджикские фильмы не были отмечены наградами, однако режиссеры были приглашены на фестивали в Бангладеш, Казахстан и ряд европейских стран.

Таджикские режиссеры рассказали об участии в мусульманском кинофестивале
© Sputnik Таджикистан