Ещё
Волшебный парк Джун
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Кладбище домашних животных
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие плачущей
Мистика, Триллер, Ужасы
Купить билет
Балканский рубеж
Боевик, Приключение, Драма
Купить билет
После
Мелодрама
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Шазам!
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Пушистый шпион
Мультфильм, Приключение, Семейный
Купить билет
Хеллбой
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Нуреев. Белый ворон
Биография, Драма
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Мы
Триллер, Ужасы
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Домовой
Фэнтези, Комедия, Семейный
Купить билет
Королевский корги
Мультфильм, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Середина 90х
Трагикомедия
Купить билет

7 тычков в бок киносноба: малоизвестные фильмы, которые стоит посмотреть 

Фото: PlayboyRussia.com
Ваши друзья достали вас обсуждением фильмов Тарковского и Бергмана? Хотите показать, что и сами не лыком шиты?
Специально для вас мы подобрали семь фильмов, способных заткнуть за пояс любого киносноба.
Кадр из фильма «Сердце Ангела». Далее также кадры из фильмов
Как начать?
У кого нет друзей-зануд? То не этак, этак не то. Но худшие из всех зануд — киноснобы. С ними невозможно ходить в кино. С ними невозможно говорить про кино. С ними невозможно просто говорить (все сводят к разговору о кино). И все-то им «недостаточная выраженность проблематики», все-то им «скупой киноязык».
Но на сноба не обязательно идти с ножом — вовсе нет. Бить сноба нужно его же оружием. Например, можно посмотреть отобранные нами фильмы и предъявить другу-снобу свои впечатления, когда он в очередной раз начнет говорить про то, что последние пять минут «Детства лидера» — лучшее, что видел кинематограф последних двадцати лет.
Список этот пригоден и тем, кто уже насмотрелся именитой киноклассики и ищет чего-нибудь новенького и не столь избитого.
«Хрусталев, машину!»
Режиссер: Алексей Герман
Страна: Россия, Франция
Год: 1998
Приготовьтесь к тому, что смотреть этот фильм вам будет просто физически больно. Босховские рожи, нагромождение планов (и на всех постоянно что-то происходит), суетливые движения камеры, постоянный гвалт, персонажи, иногда говорящие прямо в камеру (как бы в сторону). Сцены из коммунальной квартиры действительно оставляют ощущение того, что ты побывал в коммунальной квартире.
Ну что тут скажешь? Модернизм-с.
Кроме того, смотреть этот фильм будет больно и психологически. Потому что он про горемычную нашу родину. Потому что это последние дни правления Сталина, параноидальная и душная атмосфера, быт, местами смешной, местами уродливый, и главный герой, пьющий коньяк стаканами.
Скорее всего, первый час уйдет на то, чтобы врубиться, как этот фильм работает. Второй час уйдет на то, чтобы осознать, что же именно творилось в первом. А уже к последним минутам появится легкое ощущение понимания происходящего.
Не поленитесь, прочитайте с пяток статей перед просмотром. Потом еще с десяток после просмотра. И что сам режиссер говорит о своем фильме. Хотя иногда чтобы научиться плавать достаточно просто оказаться в воде.
«Все на продажу»
Режиссер: Анджей Вайда
Страна: Польша
Год: 1968
Довольно причудливый фильм о кинематографе и искусстве вообще. Основная его причуда в том, что он про Збигнева Цибульского. (Збигнев уже работал с Вайдой, в частности, в гениальном фильме «Пепел и алмаз». Этот фильм вашему другу-снобу, скорее всего, известен, но вы можете начать разговор через него. В любом случае, не смотря «Пепел и алмаз», смотреть «Все на продажу» довольно бессмысленно.) Но дело в том, что Збигнева Цибульского в этом фильме — нет.
Потому что он умер в 1967-м году.
И получился вместо нового фильма с Цибульским фильм-воспоминание, фильм-грусть по безвременно ушедшему, фильм-эссе, который не стесняется прямо внутри себя размышлять о том, насколько этичен такой замысел, не превращается ли все в распродажу. Да и в чем смысл искусства вообще. И хотя здесь меньше трагикомичности, чем в ленте Кшиштофа Кесьлевского «Кинолюбитель», фильм все равно остается очень светлым.
«Святая гора»
Режиссер: Алехандро Ходоровски
Страна: Мексика
Год: 1973
Ваш друг-сноб ноет, что Дэвид Линч прет изо всех щелей? Что всюду третий сезон «Твин Пикса», а «Голова-ластик» лучше? А вы блесните перед ним знанием другого маэстро сюрреализма. Как говорится, в узких кругах широко известного.
Представлять этот фильм просто бессмысленно: психоделия, сюрреализм, плотная набивка религиозными образами. В выдумке (или сумасшествии?) Ходоровски не занимать. Фильм представляет собой этакое путешествие Христа (или дурака?) по антиутопичным пейзажам. И нужно его просто смотреть. Как минимум, это будет весело. Как максимум, даже интересно.
Забавно еще, что спонсировал фильм Джон Леннон, а актеры во время съемок спали по минимуму, употребляли псилоцибины, ЛСД и постоянно медитировали. Что, впрочем, не удивительно.
«Окраина»
Режиссер: Петр Луцик
Страна: Россия
Год: 1998
Снова горемычная родина, но в новом платье.
«Новые русские» отнимают у жителей деревни землю, чтобы качать из нее нефть, а те отправляются отстаивать справедливость и бить супостатов. Да не абы куда, а прямо в Москву!
Сюжет здесь, конечно, довольно условен: самый интерес в поэтике, неожиданной и чем-то неуловимым напоминающей о «Мертвеце» Джармуша.
Мальчишка, лежащий на льду и говорящий: «Замерзнуть бы… насмерть». Приемы и эстетика а-ля «Чапаев» 1934-го года. (Хотя действие происходит однозначно в 90-е, герои выряжены так, будто на дворе Гражданская войн. Да даже постановка света тут как в сталинском кинематографе!) Палатка, сварганенная из винтовок, воткнутых в снег, и тулупов, наброшенных по кругу. Илья Муромец местного уезда, буквально встающий с печи. Да и вообще, народное что-то проскальзывает постоянно:
«Ты, брат, хочешь, чтоб тебя как Деникина? Из степи прям в Лондон? Ну, не Деникин же, потому и терпи».
Происходит полное размытие реальности и вымысла, прошлого и настоящего, жестокости и добра, серьезности и иронии. И получается что-то настолько русское, что даже слов, способных выразить это, — нема.
«Сердце Ангела»
Режиссер: Алан Паркер
Страна: США Год: 1987
Пожалуй, самый «попсовый» фильм в нашей подборке. Однако, именно из-за «попсовости» ваш друг-сноб, скорее всего, его и не смотрел.
К частному детективу Гарри Эйнджелу приходит некий адвокат и просит разыскать одного музыканта. Фильм, начинающийся как классический беззатейный нуар, быстро перевоплощается в гнетущий мистический триллер и несется галопом неведомо куда.
Фильм, конечно, задохнулся бы, не будь в нем Микки Рурка, Роберта Де Ниро и такой вязкой атмосферы: здесь есть место и снежному угрюмому Нью-Йорку, и солнечному, но такому дикому Новому Орлеану. И сделано это все крайне талантливо. Чего стоит только сцена обыска квартиры, перебивающаяся то и дело кадрами с мальчишкой, отплясывающим чечетку в луже, и отплясывающим тем живее, чем более странные вещи находит Гарри. В фильме вообще многое завязано на ритме. (Да, музыка здесь тоже замечательная).
Словом, блеснуть можно — да еще как. Ну а если ваш друг-сноб и на этот фильм будет брюзжать, переходите к следующему.
«Голод»
Режиссер: Хеннинг Карлсен
Страна: Дания, Норвегия, Швеция
Год: 1966
Пожалуй, лучшая экранизация одноименного романа Кнута Гамсуна. И доказательство того, что у скандинавского кинематографа даже в шестидесятые не только Бергман был.
Как и в романе Гамсуна, события играют довольно мало роли и до некоторой степени условны. Четыре акта, в конце каждого из которых все вроде как налаживается. Зато какая безысходность, какое отчаяние, какая беспросветность царит до этого!
По сути, фильм переводит технику «потока сознания» в киноязык (естественно, не впервые в истории кинематографа). Чередой деталей, видений и образов, а также игрой Пера Оскарссона зрителю передается состояние главного героя: голодающего писателя, который как голем слоняется по Христиании.
Смотреть фильм стоит именно ради этого эффекта вживания. Ну, или чтобы разобраться в нем и посмотреть, как с этого эффекта добиваются мастера.
«Сатанинское танго»
Режиссер: Бела Тарр
Страна: Венгрия, Германия
Год: 1994
А теперь ваш главный козырь: «Сатанинское танго», экранизация романа Ласло Краснохоркаи. Главный этот козырь потому, что длится фильм более семи часов. (На двадцать минут дольше, чем «Война и мир» Бондарчука. И это при том, что у Бондарчука — явное деление на четыре отдельных фильма.) И потому, даже если ваш сноб про «Танго» и слышал, то уж очень вряд ли он его смотрел. На самом деле, вы можете по любому поводу вспоминать этот фильм. Идете, скажем, по улице, а вас машина из лужи окатила — прямо как в «Сатанинском танго»! Или рассказывает вам кто про похождения в клубе, а вы ему — прямо как в «Сатанинском танго»!
Все равно никто не посмотрит.
А если серьезно — смотреть есть на что. Эстетика Белы Тарра тонка и многогранна, хотя, конечно, и бросает серьезный вызов зрителю. Вы думали, что у Тарковского длинные планы? Пха! Фанаты Белы Тарра давно уже считают монтажные склейки у своего любимого режиссера. Здесь их — сто пятьдесят. Напомню, в «Бердмэне», который длится в три раза меньше, их не менее ста.
На просторах социалистической Чехословакии Тарр по-своему обыгрывает притчу о лжепророке (в фильме, как и в романе Краснохоркаи, очень сильна именно религиозная подоплека). Умирающая комунна: двое, укравшие общие деньги, чтобы бежать в лучшие места, и возвращающийся Иримиаш, считавшийся погибшим. Многое в сюжетной линии напоминает роман «Сатана в Горае» Башевиса-Зингера.
Большую часть времени придется любоваться на наводящие тоску виды пришедшей в разруху фермы. На жалких и убогих персонажей. На грязь, на пустоту, на отчаяние. И все это — очень, просто предельно медленно.
Но самое лучшее здесь — это сцены светлые. Их немного, но они есть. И именно на фоне такой беспросветности они и сияют так весело и чисто. И почти детскую радость вызывают.
Потому что это Бела Тарр сомневающийся: еще не отчаявшийся (как в «Туринской лошади»), а ищущий и находящий.
Как закончить?
С помощью одного или нескольких из перечисленных фильмов — завоюйте доверие своего друга-сноба и подбейте его посмотреть какое-нибудь кино вместе. Возможно, сначала вам придется смотреть то, что захочет он, но когда-нибудь он обязательно уступит выбор вам. И что же? Просите Феллини, «Восемь с половиной» (брюзжания о том, что уж многажды видено, отпадут: вы ведь уже доказали свою принадлежность к касте). Смотрите-смотрите. Смотрите-смотрите. А на сцене, где вешают критика, — вы и ткните своего друга больно в бок. Авось, чего-нибудь да поймет.
Ведь снобизм — ровно та же самая ограниченность, что и непроходимая тупость.
Только расположилась с другой стороны.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео