Проклятье мечты: «Удача Логана» как гимн настоящей Америке
Playboy рассказывает о новом фильме Стивена Содерберга «Удача Логана», в котором «11 друзей Оушена» встречают «Эрин Брокович». Внимание! В рецензии есть ключевые спойлеры, поэтому она предназначена только для людей, которые смотрели фильм. Здесь и далее фото с официальной страницы фильма в фейсбуке Стивен Содерберг, в 26 лет получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а впоследствии добавивший к ней «Оскар» за лучшую режиссуру, стал одним из немногих титанов авторского кино, добившихся успеха и в коммерческом. Его трилогия о друзьях Оушена и «Супер Майк» по понятным причинам недотягивали до рекордов «Аватара» и «Мстителей», но кассу приносили стабильно. Стриптизерский фильм с Ченнингом Татумом так и вовсе неожиданно окупил свой скромный семимиллионный бюджет 23 раза. История триумфа оказалась тем более удивительной, что Содерберг, привлекая внимание зрителей яркой картинкой и звездными актерами, совсем не растерял привычного остроумия и вкуса, что не раз случалось с другими именитыми мастерами, от Тима Бёртона до Ридли Скотта. И даже при самом легком тоне повествования он все еще умудряется незаметно вплетать в сюжет серьезные и актуальные темы. Его новый фильм «Удача Логана» можно считать в некотором роде спин-оффом франшизы Оушена, перенесенным в условия горной американской провинции с «синими воротничками» в роли главных героев. Однако перевод объектива с банды профессиональных и обеспеченных жуликов на не слишком удачливых представителей рабочего класса дает не только простор для хорошей комедии, но и солидную социальную подоплеку. На первый взгляд, это простая история о двух братьях и сестре Логанах и еще трех братьях Бэнгах (да, с родственными связями тут все очень сложно – в какой-то момент родней Мэлли Логан себя назовет даже новый муж бывшей жены ее брата, даже не заморачивайтесь), которые грабят главную автогоночную серию Америки NASCAR. Грабят изобретательно, с юмором и драйвом, но не то чтобы слишком оригинально. Все это мы много раз видели в «Оушене», в «Иллюзии обмана», в «Ограблениях по-итальянски», «Аферах по-американски», «Аферах Томаса Крауна», просто «Аферах», просто «Ограблениях»… Список бесконечный. И лишь второй план в виде диалогов, случайно брошенных фраз, отдельных эпизодов и намеков на судьбы персонажей позволяет сформировать цельную картину, весьма далекую от стандартного сюжета фильма-ограбления. Все герои здесь внезапно предстают жертвой провала на пути к американской мечте, причем каждый из них «специалист» в отдельной области, скульптор собственного, уникального фейла. Целая команда по спасению мира – есть свой лидер, гений, водила, даже мастер по взрывам. Только собрана она из неудачников. И в каждом из них, как в зеркале, отражается Америка. Выбирайте любую значимую для США область жизни, и в «Удаче» вы найдете ее обратную сторону. Славная карьера в спорте с миллионными гонорарами? Познакомьтесь с Джимми (Ченнинг Татум), в прошлом восходящей спортивной звездой и королем школьного бала. Сейчас он травмированный безработный недоучка с семейными и денежными проблемами. Статус героя войны, столь высокий в патриотичных Штатах? Не совсем. Ветеран двух войн Клайд (Адам Драйвер) – невезучий и мало кем уважаемый бармен без руки, зато с очевидным ПТСР. Меритократия? Каждому по способностям? Талантливая гонщица Мэлли (Райли Кио) работает парикмахершей. В NASCAR таких не берут, зато там ездит карикатурный герой Сета Макфарлейна. Наука? Отличный, судя по всему, химик Джо Бэнг (Дэниэл Крэйг) работает не учителем и не доцентом, а медвежатником. А мог бы и синий мет варить, примеры уже были. Религия? Братья Бэнга понимают ее по-своему – как систему «отмаз» за преступления, хотя в конце соглашаются работать уже и вовсе без сомнительных моральных оправданий. И это уж не говоря о том, что целые пласты фильма посвящены популярной культуре. «Игра престолов», «11 друзей Оушэна», NASCAR, Рианна, даже My little pony здесь играют немаловажную роль. А еще есть сельские ярмарки, где свиные копыта зубами вытаскивают из тазов с водой, конкурсы талантов, где милую девочку превращают в раскрашенную куклу, фанатичное увлечение здоровым питанием, приводящее к авариям из-за глотка энергетика, и, конечно же, гимн США, который грабители слушают с тем же трепетом, что и обычные зрители гонок. Другой режиссер, даже очень хороший, имея такую натуру, мог бы легко испортить ее натужным гражданским пафосом, что, к сожалению, произошло, в фильме Зака Браффа «Уйти красиво». Там ограбление именно что оправдывалось якобы восстановлением некой социальной справедливости, и престарелые грабители, только чудом не угробившие кучу людей, показывались героями, тогда как делающий свою работу полицейский – злодеем. Попутно Брафф зачем-то решил объяснить маленьким детям, что, если преступник показался им милым, надо его выгораживать и врать полиции. В «Удаче Логана» нет ничего подобного. Куда более комедийный уклон сразу сделал невозможным любые предположения о том, что кто-то здесь может пострадать, а герои шли на дело без каких-то псевдоморальных причин. Не в качестве мести за невыплату компенсации ветерану, не из-за приставаний директора гонок к сестре, не из-за увольнения Джимми, а просто потому что всем нужны деньги. Но что интереснее всего, у Содерберга вся, в целом очевидная, социальная сатира спрятана так аккуратно, а персонажи наполнены такой любовью и душевностью, что с удивлением понимаешь – этот фильм совсем не о разочаровании в американской мечте. Он о ее легковесности и переоцененности. Изображенная в фильме страна симпатична и без этой злосчастной мечты. Настоящая Америка – не успех и слава, не звезды, гонки и поп-культура, говорит нам фильм. Это простые и добрые люди, которые берут в долю не только подельников, но даже случайную женщину, которой поцарапали машину и испугали тараканами, и вместе поют песню о любви к Западной Вирджинии. В этом смысле «Удача Логана» перекликается не только с целой чередой более серьезных фильмов, от «Эрин Брокович» до «Операции «Арго», но даже со строчкой Александра Башлачева «Я не знал, где искать Россию, а Россия есть росс и ты». Последние кадры показывают, что к американской мечте герои, скорее всего, так и не придут, хотя она на расстоянии вытянутой руки. Но разве это важно, когда все они становятся семьей, а то самое проклятье Логанов, проклятье американской мечты, оказывается совсем не проклятьем, а, как правильно сказано в заглавии фильма, большой удачей?