Видимо и невидимо
В первые годы жизни, которые пришлись на начало 1990-х, фестивалю «Киношок» не составляло труда формировать эпатажную программу, выискивая среди фильмов, производимых в то время в достаточном количестве, особо выразительные экземпляры, шокирующие тем или иным способом – художественным или наоборот. Когда кинопроизводство скукожилось, а случилось это довольно скоро, наскребать каждый год десяток экстравагантных авторских выходок на полноценный конкурс стало нереально. Убедившись, что российскому кино не до эпатажного жиру, «Киношок» обратил внимание на постсоветское пространство и два десятилетия, до самого последнего времени, исправно надзирал за кинематографиями бывших союзных республик. Те существовали в новые времена по-разному (одни – активно, другие – едва-едва, третьи и вовсе не воскресли), но общая картина так или иначе создавала любопытный контекст для российского кино. Настал, однако, момент, когда нашему Минкульту разонравилось в одиночку финансировать ежегодные анапские смотрины этого контекста и он поставил вопрос ребром: либо страны СНГ и Балтии оплачивают «Киношок» в складчину, либо Россия меняет фестивальную повестку. Желающих поучаствовать деньгами, а не только фильмами среди бывших родственников по СССР не нашлось, и «Киношок» превратился в фестиваль регионального российского кино. Новый формат не высосан из пальца: децентрализация кинопроизводства – уже реальность. Недавно в связи с фестивалем «Край света» «Ведомости» писали про первые самостоятельные киноопыты сахалинцев. Аналогичная активность зарегистрирована в Башкирии, Бурятии, Карелии и особенно Якутии. Башкиры были представлены в основном конкурсе «Киношока-2017» мелодрамой Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью!» о дембеле, который в поисках фамильного кольца, проданного предательницей-невестой, колесит по приятной во всех отношениях столице родной республики. Ее привлекательный образ, похоже, и был главной задачей этого фильма, награжденного за лучший сценарий. Карелы и буряты показали в Анапе по две картины. Из Петрозаводска доставили комедию Ивана Кульнева «Последний романтик», сшитую в домашних условиях по итальянским меркам «Укрощения строптивого», а также драму Владимира Рудака «Ананас» – скромнейших ремесленных кондиций и с довольно-таки сомнительным героем, симулирующим инвалидность и провоцирующим окружающих на неблаговидные поступки. Из Улан-Удэ – непритязательный лирический экзерсис Михаила Козлова «И снова на Байкал!» о добрых, веселых и находчивых сибиряках и жесткую криминально-спортивную драму Михаила Расходникова «Эластико», созданную при столичном участии, сделавшем ее пригодной для всероссийского проката (операторский приз – Федору Стручеву, приз за лучшую мужскую роль – Дмитрию Власкину). Два фильма делегировала в конкурс и Якутия, она всем пример: меньше чем за 10 лет якуты выстроили собственную локальную кинематографию с недорогой продукцией, которая стабильно окупается на местном рынке. Но все же главный приз олеографической мелодраме Ильи Портнягина и Валентина Макарова «Кэрэл. Невидимая красота» о большой и чистой любви хорошенькой поп-певички и слепого самодеятельного песенника следует скорее считать наградой якутам за индустриальные заслуги, нежели выбором, который жюри во главе с режиссером Александром Прошкиным сделало из художественных соображений. Мою догадку косвенно подтвердил сам председатель жюри, заметивший в своей заключительной речи, что заря регионального кино в нашей стране еще не взошла и только занимается. В этом ей теперь содействует фестиваль «Киношок», и по-своему логично, что такой фестиваль прописан именно в курортной Анапе, население которой (менее 200 000 человек) летом и ранней осенью именно за счет отдыхающих здесь регионов увеличивается в 10 раз. Анапа