По какому принципу подбирали актеров на роли фашистов в советском кино

Фильмы про войну очень любили в Советском Союзе. Да и сейчас, в постсоветской России они пользуются не меньшей популярностью. Образы мужественных советских бойцов, храбрых разведчиков, лихих партизан становились культовыми, их фразы цитировались наизусть, их портреты вырезали из журнала «Советский экран» и бережно хранили. Немцев же, напротив, дружно не любили (исключение составляет, пожалуй, только Мюллер из «17 мгновений весны» в блестящем исполнении Броневого). А между тем, играть отрицательных героев иной раз намного сложнее, чем положительных. По какому же принципу отбирали актеров для исполнения ролей фашистов? Прибалтийские актеры Разумеется, прежде всего, на роли немцев в советских фильмах приглашали актеров из Прибалтики. Их «арийская», породистая внешность и общий «не советский» облик способствовали тому, что на экране, да в мундирах Третьего Рейха они выглядели совершенно как настоящие немцы. Замечательный актер, народный артист Литовской ССР Альгимантас Масюлис сыграл бесчисленное количество разнообразных немцев. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Человек в штатском», «Судьба», «Крепость», «Если враг не сдается» и другие. В этих фильмах Масюлис создавал образ не просто беспощадного, но очень умного, можно сказать, интеллектуального врага. Очень востребованным был и латвийский актер У́лдис Ли́елдиджс. Многие его роли даже не имеют имен. Просто «немецкий офицер», «немецкий снайпер». Это такие фильмы, как «Зимородок», «Петр Рябинкин», «Пятнадцатая весна» и другие. Он вспоминал в одном из интервью такой эпизод. Будучи в Москве, зашел в пельменную перекусить. И вдруг один мальчик, пристально наблюдавший за ним, закричал: «Товарищи, этот фашист есть наши советские пельмени!». Не прибалтийские актеры Но, разумеется, решение о том, какого актера пригласить на роль немца, принималось отнюдь не на основании национальности исполнителя. Играли врагов в фильмах и актеры вполне славянского (и не только славянского) происхождения. Все зависело от точности попадания в образ на пробах. Например, в фильме «Подвиг разведчика» режиссер Барнет долго не мог найти исполнителя роли генерала Кюна. И в конце концов … исполнил эту сложнейшую роль сам. В культовом фильме «Семнадцать мгновений весны» в ролях немцев снялась целая плеяда великолепных актеров. Немцы в этом фильме были поданы «крупным планом», не так, как было до сих пор, когда персонажи врагов были фигурами, призванными лишь оттенить образы главных положительных героев. При их подборе режиссер Т. Лиознова ориентировалась, во многом, на внешнее сходство, но не только. Важна была способность актера понять и убедительно сыграть характер героя. Именно так были отобраны Л. Броневой на роль Мюллера, О. Табаков на роль Шелленберга, Ю. Визбор на роль Бормана. В фильме «Вариант «Омега»» роли немцев играли тоже не только актеры из стран Прибалтики. Например, роль Георга фон Шлоссера исполнил Игорь Васильев, а начальника гестапо Франца Маггиля – Александр Калягин. И, наконец, редкий для советского кино случай, когда немецкий офицер является положительным персонажем. Речь о Генрихе Шварцкопфе, которого замечательно сыграл в фильме «Щит и меч» Олег Янковский. Рассказывают, что однажды режиссер картины Владимир Басов сидел со своей женой и друзьями в ресторане, и обсуждал, где найти исполнителя роли Шварцкопфа. Жена Басова увидела Янковского, который обедал за соседним столиком, и сказала мужу: «Вот сидит юноша с типично арийской внешностью. Он мог бы идеально подойти». В ответ на это Басов сказал: «Это верно, но где ты видела актера с таким умным лицом? Наверняка это физик или филолог». Впоследствии оказалось, что Янковский – актер из Саратова. С фильма Щит и меч» началась его всесоюзная известность. Актеры на роль Гитлера Найти исполнителя на роль Адольфа Гитлера было особенно непросто. В киноэпопее Озерова «Освобождение» (1968-1972) Гитлера играл прекрасный немецкий актер Фриц Диц. Перед тем, как сняться в этой эпической ленте, Диц исполнил роль фюрера в двух фильмах у себя на родине, в ГДР. Попадание в образ было превосходным. Антифашист Диц играл Гитлера, вкладывая в эту роль всю свою ненависть к тому, кто развязал Вторую мировую войну. В фильме «Семнадцать мгновений весны» Лиознова пробовала на роль Гитлера разных актеров, и даже … Леонида Куравлева. Пробы оказались неудачными. Как говорил сам Куравлев: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против». В итоге Куравлев сыграл в фильме роль Айсмана, а на Гитлера пригласили из ГДР неизменного Дица.

По какому принципу подбирали актеров на роли фашистов в советском кино
© Русская Семерка