Войти в почту

Лучшие роли Марион Котийяр

Марион Котийяр — одна из главных звезд в новейшей истории французского кино. За двадцать лет в карьере она успела получить «Оскар», пробиться в Голливуд и сыграть немало примечательных ролей. Time Out выбрал лучшие из них.

Лучшие роли Марион Котийяр
© Time Out

10. «Вечно молодой» (2017)

Некогда известный артист переживает кризис среднего возраста.

На пятом десятке жизни муж Котийяр Гийом Кане обрел сардоническое чувство юмора и поставил слегка абсурдную комедию, где они с Марион сыграли утрированные версии самих себя. Их биографии превратились в объекты для легкой иронии и рефлексии по былым временам. Котийяр верещит от восторга, узнав, что будет сниматься у Ксавье Долана, репетирует канадский акцент и доводит супруга до белого каления зубрежкой молодежного сленга. Пока Кане обижается на юных дамочек, больше не считающих его рок-н-ролльным, Котийяр воспитывает их отпрыска и выращивает дома фасоль. Ее экранная версия взбалмошная, капельку истеричная, да и интеллектом не блещет, но с душевной организацией у нее полный порядок, и ради милого она готова отправиться, как водится, на край света.

9. «Девять» (2010)

Прославленный постановщик Гвидо Контини вращается в кругу ослепительно роскошных женщин и пытается работать над новым фильмом.

Исполняющая роль жены главного героя Котийяр в этом стилизованном под работы Федерико Феллини меланхоличном фильме — образец элегантности и утонченности. Из всех пассий Контини она особенно печальна: Гвидо-муж изменяет ей, а Гвидо-режиссер игнорирует, предпочитая более юных актрис. Но ее глаза блестят ярче любых бриллиантов, когда она поет надрывную балладу с говорящим названием «My Husband Makes Movies», а затем выплескивает затаенную страсть в лихом кабаре-номере «Take It All». В скромном черном платье она невесомо скользит среди бурлескного буйства красок и придает фильму изящество и шарм, а самому Гвидо – смысл к существованию и творчеству. Даже последнему гуляке и блуднику нужна та, к кому он может всегда вернуться после беспутных ночных похождений.

8. «Начало» (2010)

Группа хитроумных аферистов задумывает дерзкую махинацию во сне внутри сна внутри сна.

В интеллектуальном триллере Кристофера Нолана Котийяр отводится статус смутного объекта желания — погибшей благоверной персонажа Ди Каприо, которая периодически вторгается из подсознания в его сновидения и всячески мешает осуществлению его замыслов. С одной стороны, это роковая femme fatale в стиле старых нуаров, и козни ее подчас оказываются смертельно опасны. С другой — именно воспоминание о ней наполняет душу главного героя светом. Она одновременно его самый жуткий кошмар и самое сладкое наваждение, и неважно, что она держит в руке, бокал или пистолет: облаченная преимущественно в вечерние платья Котийяр всегда выглядит блистательно.

7. «Полночь в Париже» (2011)

Заблудившись в лабиринте парижских улочек, писатель Гил волшебным образом переносится назад во времени на век назад.

Когда Гил впервые встречает Адриану (Котийяр), она позирует для Пикассо, рассказывает о своем романе с Модильяни, а Хемингуэй зажигает ей сигарету. В такой обстановке кто угодно бы потерял голову. В Адриане воплотился изнеженный, чуть капризный и ветреный дух богемы тех времен. Для режиссера Вуди Аллена, который в 2011 году снял на старости лет один из самых романтичных своих фильмов, Адриана олицетворяет юность, искусство как таковое и Париж в качестве его средоточия. Париж ночной, хмельной, гудящий, тонущий в клубах табачного дыма и таящий неведомую магию в огоньках разноцветных витрин.

6. «Роковая страсть» (2013)

В 1921 году сестры из Польши едут в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни.

Спустя почти десятилетие после «Долгой помолвки» Котийяр снова играет женщину легкого поведения с тяжелой судьбой. Режиссер Джеймс Грэй, кажется, влюбился в ее иконописные страдальческие черты лица, воскрешающие в памяти образы актрис немого кино. Котийяр смотрит в его фильме на мир вокруг взглядом затравленного зверя, улыбка почти не мелькает на ее сжатых губах, а простое женское счастье кажется далеким, как никогда. Для ревущих двадцатых ее героиня слишком эфемерна и беззащитна. Но если в нарочито театральной, манерно мелодраматичной постановке Грэя кто-то и заслуживает истинного сочувствия, то только она.

5. «Долгая помолвка» (2004)

Девушка Матильда ищет осужденного на смерть возлюбленного после Первой мировой войны.

Котийяр в роли проститутки с воздушным именем Тина Ломбарди является важным связующим звеном в поисках Матильдой пропавшего юноши. Она щеголяет в эротичных пеньюарах и мстит за приговоренного к казни на фронте сутенера, желая добраться до маршала Петена, которого считает виновником всех бед. Прежде чем отправиться на гильотину, она сетует на то, что ей остригут волосы, хоть это и придаст ей сходство с Жанной Д’Арк. Мученическая ипостась Котийяр необычайно к лицу. В самой значительной сцене со своим участием она играючи «крадет экран» у Одри Тоту, которая после «Амели» была главной звездой французского кино. Фильм стал для Марион первым серьезным прорывом: роль Тины принесла ей французскую национальную премию «Сезар» как лучшей актрисе второго плана.

4. «Макбет» (2015)

Шотландский генерал Макбет по наущению честолюбивой жены убивает короля и захватывает трон.

Если экранизация шекспировского шедевра за авторством режиссера Джастина Курзеля (он потом снял по видеоигре ужасное «Кредо убийцы») не каждому пришлась по вкусу, то восторженные отзывы о котийяровской леди Макбет единодушны, во многом благодаря такому партнеру по экрану, как Майкл Фассбендер. Хотя трактовка ее персонажа получилась у Курзеля не менее вольной, чем трактовка всего произведения. Как у классика, под видом невинной женщины прячется живое воплощение коварства и абсолютного зла. Но Курзель делает акцент еще и на ее материнском начале. Недаром фильм начинается с отсутствующей у Шекспира сцены похорон Макбетами ребенка. А в знаменитом эпизоде, где леди Макбет пытается отмыть с рук кровавые пятна, ей мерещится призрак дитяти. Словом, она отнюдь не бессердечна: тщеславие в ней уживается с мягкостью и нежностью, и парадоксальным образом она даже пробуждает в зрителе сочувствие.

3. «Жизнь в розовом цвете» (2007)

Музыкальная драма о взлетах и падениях Эдит Пиаф.

Роль Пиаф стала ключевым водоразделом в карьере Котийяр: хорошие перфомансы в ней были и раньше, но именно этот вписал ее имя в историю и принес «Оскар» (уникальный случай — за исполнение на французском языке). В число изначальных кандидаток на роль она не входила, да и кассовой актрисой не считалась, но режиссера Оливье Даана пленили ее глаза, очень похожие на глаза Пиаф. Марион играет так же, как сама Эдит пела: страстно, надрывно, раскованно, будто в последний раз. Поскольку музыкальные партии исполняла певица Жиль Эгро, Котийяр пришлось в совершенстве овладеть пиафовским языком тела, сценической манерой поведения и хитростями пения под фонограмму. По ее словам, это был долгий и довольно изнурительный труд, полностью, к счастью, окупившийся, благо усилия гримеров (они получили еще один «Оскар») наряду с жертвами со стороны актрисы, сбрившей брови и изменившей линию роста волос, позволили добиться и поразительного внешнего сходства с Пиаф.

2. «Ржавчина и кость» (2012)

Хмурый мужчина Али ухаживает за дрессировщицей касаток Стефани после того, как она лишается ног.

Блестящую роль Котийяр в ленте Жака Одиара преступным образом недооценили: ни приза на Каннском фестивале, ни даже номинации на «Оскар». Вместе с тем она изображает едва ли не важнейшее человеческое качество, которое только можно показать в кино, — несокрушимую волю к жизни вопреки физическим мукам, вопреки страху перед смертью. Она танцует на инвалидном кресле под аккомпанемент Кэти Перри, занимается с Али сексом, выпивает в баре и отчаянно старается не чувствовать себя ущербной. Любовь, тревога, зависть, гнев, скорбь, надежда — весь спектр эмоций переливается в ее глазах, которые еще никогда не были так бездонны и прекрасны. «Это незабываемо», — говорит Стефани, когда Али выносит ее на спине из моря после купания. Нельзя не согласиться.

1. «Два дня, одна ночь» (2014)

Оказавшись на грани увольнения, женщина в депрессии обходит коллег по работе с просьбой не голосовать против нее.

Режиссеры-братья Жан-Пьер и Люк Дарденн затеяли смелый эксперимент. Они попросили суперзвезду с мировым именем сыграть максимально приземленную представительницу рабочего класса. Если не знать, что Сандру играет Котийяр, ее легко принять за одну из тех непрофессионалов, которых часто задействуют братья для съемок — так естественно она двигается и говорит, такая неприкрытая, глубокая боль сквозит в ее взгляде. Котийяр демонстрирует потрясающее перевоплощение на уровне пластики, речи, мимики. А ведь Дарденны нередко снимали по нескольку десятков дублей для каждой сцены, используя для этого сложные для артистов длинные кадры. В лице Сандры — «истерзанная и спасенная красота», как писал Люк Дарденн в своих дневниках, а на ее хрупких плечах лежит тяжесть всего мира. Поэтому гордо поднять голову здесь равносильно подвигу. А за свой личный подвиг Котийяр заслуженно удостоилась номинации на «Оскар».