Лучшие роли Марион Котийяр
Марион Котийяр — одна из главных звезд в новейшей истории французского кино. За двадцать лет в карьере она успела получить «Оскар», пробиться в Голливуд и сыграть немало примечательных ролей. Time Out выбрал лучшие из них.
10. «Вечно молодой» (2017)
Некогда известный артист переживает кризис среднего возраста.
На пятом десятке жизни муж Котийяр Гийом Кане обрел сардоническое чувство юмора и поставил слегка абсурдную комедию, где они с Марион сыграли утрированные версии самих себя. Их биографии превратились в объекты для легкой иронии и рефлексии по былым временам. Котийяр верещит от восторга, узнав, что будет сниматься у Ксавье Долана, репетирует канадский акцент и доводит супруга до белого каления зубрежкой молодежного сленга. Пока Кане обижается на юных дамочек, больше не считающих его рок-н-ролльным, Котийяр воспитывает их отпрыска и выращивает дома фасоль. Ее экранная версия взбалмошная, капельку истеричная, да и интеллектом не блещет, но с душевной организацией у нее полный порядок, и ради милого она готова отправиться, как водится, на край света.
9. «Девять» (2010)
Прославленный постановщик Гвидо Контини вращается в кругу ослепительно роскошных женщин и пытается работать над новым фильмом.
Исполняющая роль жены главного героя Котийяр в этом стилизованном под работы Федерико Феллини меланхоличном фильме — образец элегантности и утонченности. Из всех пассий Контини она особенно печальна: Гвидо-муж изменяет ей, а Гвидо-режиссер игнорирует, предпочитая более юных актрис. Но ее глаза блестят ярче любых бриллиантов, когда она поет надрывную балладу с говорящим названием «My Husband Makes Movies», а затем выплескивает затаенную страсть в лихом кабаре-номере «Take It All». В скромном черном платье она невесомо скользит среди бурлескного буйства красок и придает фильму изящество и шарм, а самому Гвидо – смысл к существованию и творчеству. Даже последнему гуляке и блуднику нужна та, к кому он может всегда вернуться после беспутных ночных похождений.
8. «Начало» (2010)
Группа хитроумных аферистов задумывает дерзкую махинацию во сне внутри сна внутри сна.
В интеллектуальном триллере Кристофера Нолана Котийяр отводится статус смутного объекта желания — погибшей благоверной персонажа Ди Каприо, которая периодически вторгается из подсознания в его сновидения и всячески мешает осуществлению его замыслов. С одной стороны, это роковая femme fatale в стиле старых нуаров, и козни ее подчас оказываются смертельно опасны. С другой — именно воспоминание о ней наполняет душу главного героя светом. Она одновременно его самый жуткий кошмар и самое сладкое наваждение, и неважно, что она держит в руке, бокал или пистолет: облаченная преимущественно в вечерние платья Котийяр всегда выглядит блистательно.
7. «Полночь в Париже» (2011)
Заблудившись в лабиринте парижских улочек, писатель Гил волшебным образом переносится назад во времени на век назад.
Когда Гил впервые встречает Адриану (Котийяр), она позирует для Пикассо, рассказывает о своем романе с Модильяни, а Хемингуэй зажигает ей сигарету. В такой обстановке кто угодно бы потерял голову. В Адриане воплотился изнеженный, чуть капризный и ветреный дух богемы тех времен. Для режиссера Вуди Аллена, который в 2011 году снял на старости лет один из самых романтичных своих фильмов, Адриана олицетворяет юность, искусство как таковое и Париж в качестве его средоточия. Париж ночной, хмельной, гудящий, тонущий в клубах табачного дыма и таящий неведомую магию в огоньках разноцветных витрин.
6. «Роковая страсть» (2013)
В 1921 году сестры из Польши едут в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни.
Спустя почти десятилетие после «Долгой помолвки» Котийяр снова играет женщину легкого поведения с тяжелой судьбой. Режиссер Джеймс Грэй, кажется, влюбился в ее иконописные страдальческие черты лица, воскрешающие в памяти образы актрис немого кино. Котийяр смотрит в его фильме на мир вокруг взглядом затравленного зверя, улыбка почти не мелькает на ее сжатых губах, а простое женское счастье кажется далеким, как никогда. Для ревущих двадцатых ее героиня слишком эфемерна и беззащитна. Но если в нарочито театральной, манерно мелодраматичной постановке Грэя кто-то и заслуживает истинного сочувствия, то только она.
5. «Долгая помолвка» (2004)
Девушка Матильда ищет осужденного на смерть возлюбленного после Первой мировой войны.
Котийяр в роли проститутки с воздушным именем Тина Ломбарди является важным связующим звеном в поисках Матильдой пропавшего юноши. Она щеголяет в эротичных пеньюарах и мстит за приговоренного к казни на фронте сутенера, желая добраться до маршала Петена, которого считает виновником всех бед. Прежде чем отправиться на гильотину, она сетует на то, что ей остригут волосы, хоть это и придаст ей сходство с Жанной Д’Арк. Мученическая ипостась Котийяр необычайно к лицу. В самой значительной сцене со своим участием она играючи «крадет экран» у Одри Тоту, которая после «Амели» была главной звездой французского кино. Фильм стал для Марион первым серьезным прорывом: роль Тины принесла ей французскую национальную премию «Сезар» как лучшей актрисе второго плана.
4. «Макбет» (2015)
Шотландский генерал Макбет по наущению честолюбивой жены убивает короля и захватывает трон.
Если экранизация шекспировского шедевра за авторством режиссера Джастина Курзеля (он потом снял по видеоигре ужасное «Кредо убийцы») не каждому пришлась по вкусу, то восторженные отзывы о котийяровской леди Макбет единодушны, во многом благодаря такому партнеру по экрану, как Майкл Фассбендер. Хотя трактовка ее персонажа получилась у Курзеля не менее вольной, чем трактовка всего произведения. Как у классика, под видом невинной женщины прячется живое воплощение коварства и абсолютного зла. Но Курзель делает акцент еще и на ее материнском начале. Недаром фильм начинается с отсутствующей у Шекспира сцены похорон Макбетами ребенка. А в знаменитом эпизоде, где леди Макбет пытается отмыть с рук кровавые пятна, ей мерещится призрак дитяти. Словом, она отнюдь не бессердечна: тщеславие в ней уживается с мягкостью и нежностью, и парадоксальным образом она даже пробуждает в зрителе сочувствие.
3. «Жизнь в розовом цвете» (2007)
Музыкальная драма о взлетах и падениях Эдит Пиаф.
Роль Пиаф стала ключевым водоразделом в карьере Котийяр: хорошие перфомансы в ней были и раньше, но именно этот вписал ее имя в историю и принес «Оскар» (уникальный случай — за исполнение на французском языке). В число изначальных кандидаток на роль она не входила, да и кассовой актрисой не считалась, но режиссера Оливье Даана пленили ее глаза, очень похожие на глаза Пиаф. Марион играет так же, как сама Эдит пела: страстно, надрывно, раскованно, будто в последний раз. Поскольку музыкальные партии исполняла певица Жиль Эгро, Котийяр пришлось в совершенстве овладеть пиафовским языком тела, сценической манерой поведения и хитростями пения под фонограмму. По ее словам, это был долгий и довольно изнурительный труд, полностью, к счастью, окупившийся, благо усилия гримеров (они получили еще один «Оскар») наряду с жертвами со стороны актрисы, сбрившей брови и изменившей линию роста волос, позволили добиться и поразительного внешнего сходства с Пиаф.
2. «Ржавчина и кость» (2012)
Хмурый мужчина Али ухаживает за дрессировщицей касаток Стефани после того, как она лишается ног.
Блестящую роль Котийяр в ленте Жака Одиара преступным образом недооценили: ни приза на Каннском фестивале, ни даже номинации на «Оскар». Вместе с тем она изображает едва ли не важнейшее человеческое качество, которое только можно показать в кино, — несокрушимую волю к жизни вопреки физическим мукам, вопреки страху перед смертью. Она танцует на инвалидном кресле под аккомпанемент Кэти Перри, занимается с Али сексом, выпивает в баре и отчаянно старается не чувствовать себя ущербной. Любовь, тревога, зависть, гнев, скорбь, надежда — весь спектр эмоций переливается в ее глазах, которые еще никогда не были так бездонны и прекрасны. «Это незабываемо», — говорит Стефани, когда Али выносит ее на спине из моря после купания. Нельзя не согласиться.
1. «Два дня, одна ночь» (2014)
Оказавшись на грани увольнения, женщина в депрессии обходит коллег по работе с просьбой не голосовать против нее.
Режиссеры-братья Жан-Пьер и Люк Дарденн затеяли смелый эксперимент. Они попросили суперзвезду с мировым именем сыграть максимально приземленную представительницу рабочего класса. Если не знать, что Сандру играет Котийяр, ее легко принять за одну из тех непрофессионалов, которых часто задействуют братья для съемок — так естественно она двигается и говорит, такая неприкрытая, глубокая боль сквозит в ее взгляде. Котийяр демонстрирует потрясающее перевоплощение на уровне пластики, речи, мимики. А ведь Дарденны нередко снимали по нескольку десятков дублей для каждой сцены, используя для этого сложные для артистов длинные кадры. В лице Сандры — «истерзанная и спасенная красота», как писал Люк Дарденн в своих дневниках, а на ее хрупких плечах лежит тяжесть всего мира. Поэтому гордо поднять голову здесь равносильно подвигу. А за свой личный подвиг Котийяр заслуженно удостоилась номинации на «Оскар».