Рецензия на фильм «Мой сын»
Камерная драма о человеке, столкнувшемся со страшнейшей в своей жизни утратой, неумело прикидывающаяся триллером и детективом.
Мой сын (2017) / Mon garçon
Режиссер: Кристиан Карион
В ролях: Гийом Кане, Мелани Лоран, Оливье де Бенуа, Антуан Хэмел, Мохамед Брикат
Давно ушедший из семьи геолог Жюльен получает от бывшей супруги Мари страшное известие – их общий сын пропал во время похода, мальчик исчез вместе со спальным мешком, не прихватив одежду, что говорит о похищении. Бросив все дела, Жюльен возвращается в городок, где когда-то любил и был любим, но сейчас в его доме живет новый жених Мари, все вокруг стало чужим, а воспоминания лишь расстраивают. Не дождавшись активных действий полиции, мужчина начинает собственное расследование и, совершив несколько промахов, находит-таки следы сына. К этому времени Жюльен уже окончательно выходит из себя от злости на весь мир, и это делает его неуязвимым перед любыми противниками.
На съемки фильма ушло всего шесть дней. Для ускорения рабочего процесса была выбрана локация, где все необходимые сцены можно было снять в радиусе 10 километров, а диалоги снимались двумя камерами сразу
Пропавшие или погибшие дети – мощный двигатель сюжета. Даже те зрители, которым родителями стать еще не довелось, хорошо понимают, что удар по ребенку равнозначен покушению на что-то священное, на сакральное и неприкасаемое. И реакция на подобный выпад всегда более эмоциональная, яркая, значительная, чем на другие потери и лишения. Разумеется, все это становится богатой пищей для творчества, ведь эмоции плещут через край, нервы оголяются, а разум пасует перед цунами чувств, но добротный мастер не просто наслаждается фейерверком страстей – через лупу потери можно показать и увидеть больше, чем просто локальную историю утраты.
Мелани Лоран изначально отказалась от роли Мари, аргументировав это тем, что она сама мать четырехлетнего сына, и ей тяжело представить его похищение, но Гийому Кане и Кристиану Кариону удалось убедить актрису принять предложение
При просмотре драмы «Мой сын» Кристиана Кариона сложно отделаться от сравнения с недавней звягинцевской «Нелюбовью» и «Пленницами» Дени Вильнева, вышедшими еще в 2013-м. С первым французскую картину связывает драматическая история вынужденного воссоединения бывших супругов, связанных общим ребенком, от второго «Сын» получил линию с самостоятельными поисками пропавшего, в которых отчаяние перемалывает здравый смысл и буквально сводит с ума героев. Вот только картине Кариона не хватает сил дотянуться до упомянутых вершин, хотя совсем бесталанной, наивной и предсказуемой ленту не назовешь, правда, оригинальность в случае с «Моим сыном» достигается скорее техническими приемами, чем тонким сценарием, режиссерскими приемами или актерскими перевоплощениями.
Отличие фильма от других триллеров уловить можно далеко не сразу, больше того, о главной «фишке» лучше знать заранее – «Мой сын» снят, что называется, на одном дыхании. Кариону пришло в голову физически поставить актеров в условия, в которых оказались персонажи ленты, – не буквально, детей у Гийома Кане никто не выкрадывал, но производство картины было настолько компактным и интенсивным, что съемочная группа несколько дней работала на взводе день и ночь в ограниченном пространстве нескольких декораций. Кроме этого, Кане намеренно не был ознакомлен с деталями сценария – страницу с каждой новой сценой он получал накануне, чтобы испытывать те же потрясения, что и его герой. Так что играть Гийому приходилось не столько разведенного специалиста по геологоразведке Жюльена, сколько себя в подобной гипотетической ситуации.
Впрочем, детективная и боевая часть картины достаточно слаба – разгадка тайны исчезновения банальна, действия полиции схематичны и как-то предельно упрощены, а противостояние Жюльена злоумышленникам напоминает прохождение старинных компьютерных игр – отчаянный отец забирается в логово заговорщиков и разделывается с каждым по одному, выманивая вооруженных головорезов в темные закоулки. Такой удаче и умениям позавидует любой «нико» или «крепкий орешек».
А вот драматическая составляющая «Моего сына» действительно интересна – в короткий хронометраж ленты поместилось много глубоких эмоциональных сцен, в которых главный герой вынужден сталкиваться с силами, превосходящими его возможности. Жюльен вынужден заново переживать разрыв с семьей и в очередной раз задать себе вопрос, правильно ли поступил много лет назад, сделав выбор в пользу работы. Мужчина обречен сравнивать себя с новым избранником бывшей супруги, ему приходится оправдываться перед полицией и врать на работе – похищен не только ребенок, утрачено равновесие и спокойствие, которые восстановлению уже не подлежат даже при самом благоприятном исходе.
Однако наиболее точно и выпукло в фильме показано отчаяние героя, осознающего, как мало он дал своему сыну. Жюльен испытывает ужас от того, что виделся с сыном в последний раз много месяцев назад, на кадрах домашнего видео он видит пропущенные им праздники и горести ребенка, который любит отца по-прежнему, невзирая на развод и редкие встречи. Так что кино Кристиана Кариона – конечно, никакой не триллер. Это драма человека, который сам у себя похитил счастье, но воспользоваться украденным не смог, потому что работает оно только в гармонии со счастьем близких. И чтобы этой гармонии достичь вновь, нужно пройти через настоящий ад потери ребенка.
С 28 сентября в кино.