Войти в почту

Прокатчиков заносят в кассовую книгу

Минкульт отказался от широко раскритикованной идеи повысить стоимость прокатного удостоверения до 5 млн руб. для поддержки отечественного кино. Вместо этого министр Владимир Мединский теперь предлагает взимать проценты с кассовых сборов зарубежных фильмов. Новое предложение, как и предыдущее, стало для отрасли полной неожиданностью.

Минкульт выдвинул новую идею сборов за иностранное кино
© Коммерсантъ

Глава Минкульта РФ Владимир Мединский отказался от идеи повышать стоимость кинопрокатного удостоверения с 3,5 тыс. до 5 млн руб., сообщил он в четверг «Газете.ru». Вместо этого ведомство хочет взимать проценты со сбора зарубежных фильмов. О каком размере отчислений идет речь, “Ъ” в Минкульте не пояснили, но как пример господин Мединский приводит французский кинематограф, где на поддержку местного кино идет 12% со сборов иностранных картин.

Минкульт лоббировал идею резкого увеличения цены прокатного удостоверения с начала года. В министерстве ссылались на то, что в прокат выходит слишком много западных фильмов, что осложняет роспись российских релизов. В индустрии инициативу встретили без энтузиазма: большинство представителей отрасли были уверены, что меры приведут к массовому закрытию независимых прокатчиков, резкому сокращению репертуара, в том числе за счет отечественных фильмов, и выручки кинотеатров.

Несмотря на критику, в августе Минкульт опубликовал законопроект, уточняющий, что 5 млн руб. должны взиматься с каждой картины, выходящей более чем 100 сеансами, и направляться в Фонд кино для распределения среди российских продюсеров. Предполагалось, что мера позволит ежегодно перераспределять таким образом 2,2 млрд руб. (из них 1,4 млрд руб.— с иностранных фильмов).

Впрочем, законопроект не вызвал одобрения и в правительстве: в Минфине на прошлой неделе сообщили “Ъ”, что документ нуждается в доработке. По мнению чиновников, проект противоречит налоговому законодательству: взносы за прокат — это неналоговые поступления, которые возвращаются в бюджет и не могут быть прямо перенаправлены в Фонд кино, объяснял “Ъ” собеседник, знакомый с позицией Минфина. «Нет никаких гарантий, что такие меры действительно приведут к позитивным результатам, а угроза дестабилизации отрасли есть»,— говорил он.

Опрошенные “Ъ” эксперты пока осторожны в оценке новой инициативы Минкульта. Министерство отказалось от законопроекта, поскольку тот был не проработан, но новую инициативу тоже надо обсуждать, говорит продюсер Сергей Сельянов. Гендиректор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев подтверждает, что прокатчики пока не успели обсудить предложение министра: оно стало неожиданным для отрасли, к тому же предыдущий законопроект официально еще не отозван. В рамках недавно созданной Ассоциации кинодистрибуторов участники рынка готовили отзыв к проекту о прокатных удостоверениях, а сейчас придется перестраиваться и анализировать другую инициативу, констатирует господин Рязанцев.

В идеале индустрия должна научиться жить без государственной иглы, категоричен гендиректор «Невафильма» Олег Березин. При этом неэффективно финансировать отрасль только за счет кинопроката — тот «не потянет такую историю», полагает он. Процент от доходов с показа иностранных фильмов должен взиматься также с телеканалов и онлайн-сервисов — например, исходя из объема рекламы, добавляет господин Березин. Комфортными для кинопрокатчиков могут быть отчисления, например, 10% от сборов, предполагает он.

По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», сборы отечественного кинопроката в январе—сентябре 2017 года составили 40 млрд руб., что на 7,7% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Посещаемость выросла на 8,2%, до 160 млн человек. Доля российского кино в сборах достигла 19,4%.