Директор фестиваля доккино «Россия»: «Заказ может быть шедевром!»
«Самое интересное - когда человек размышляет на моих глазах. Когда он ищет нужное слово, когда ищет ответ на вопрос», - считает директор проходящего в эти дни на Среднем Урале Открытого фестиваля документального кино «Россия» Георгий НЕГАШЕВ. Ближе к людям Рада БОЖЕНКО, «АиФ-Урал»: Георгий Александрович, мой коллега недавно заметил: «Документальное кино элитарно». Разделяете это мнение? Георгий НЕГАШЕВ: Документальное кино никогда элитарным не было, но сегодня оно перешло в этот разряд. В первую очередь в связи со своей малодоступностью. Теперь доступ к документальным фильмам находят только люди, которые ими интересуются. Но это очень узкий круг. А широкие массы сегодня подсажены на кино, которое и кинематографом-то нельзя назвать. Скорей, это некие аттракционы со спецэффектами, «волшебством», которое достигается не фантазией режиссёра, а техническими средствами. В этом контексте - да, документальное кино стало элитарным. Хотя не хотелось бы таковым его считать, оно должно быть массовым. - Фестивалю «Россия» удалось приблизить документальное кино к массам? Может быть, телевидение, наконец, повернулось к нему лицом? - Телевидение – нет, не повернулось. А на территории проведения фестиваля документальное кино, безусловно, стало ближе к людям. В Екатеринбурге в залах, где проходят показы, – аншлаг. Кроме того, в орбиту фестиваля потихонечку втягиваются города области. Нижний Тагил и Новоуральск уже давно с нами, в этом году присоединились Верхняя Пышма и Невьянск. Люди ждут «Россию», смотрят документальное кино, залы заполняются. Чего нет на других фестивалях. Скажем, у меня была приятная поездка с фильмом в Севастополь на фестиваль «Победили вместе». Все было хорошо, призы получил, но... Когда решил поприсутствовать на показе фильма и пришёл в зал, там сидели только члены жюри и семья моей старшей дочери, которая живёт в Севастополе. Такая же картина была и на других фильмах. - С чем это связано? - Наверное, с тем, что фестиваль не очень заботится о том, чтобы стать ближе к людям. Вот у «России» главная забота – зритель. Мы стараемся предложить ему интересную программу, что-то такое, что трудно увидеть где-то ещё. И не только мы. Есть, например, фестиваль «Кино – детям» в Самаре, они тоже о зрителе думают, залы заполняют. От места проведения фестиваля тоже многое зависит. Скажем, Севастопольский фестиваль проходил в мультиплексе торгового центра. Но ведь назначение этих кинотеатров совсем другое, туда приходят развлекаться, смотреть «аттракционы», удивляться техническим возможностям. Ну, кто пойдёт в торговом центре смотреть документальное кино? Люди туда приходят с другими потребностями. Материальная плоскость - В этом году из всех присланных на фестиваль «Россия» фильмов лишь 25% снято при поддержке государства – капля в море. Может, это и хорошо? Может, это дает режиссёрам некую свободу, независимость? - Какая может быть независимость?! Если деньги выделяет не министерство культуры, а другая организация – она и «музыку заказывает». Мне кажется, наибольшую свободу режиссёр имеет как раз тогда, когда он снимает фильм на деньги министерства культуры. А если мне выделяет средства администрация области, города, какое-то предприятие, я уже выполняю заказ. Никто не говорит, что фильм, снятый по заказу, не может стать произведением искусства. Мы знаем, что все живописцы-портретисты работали по заказу, но сколько появилось шедевров! А эти 25% я бы не считал симптоматичными. Некоторые режиссёры просто не успели к фестивалю доделать фильмы, потому что министерство культуры запоздало с «включением» господдержки. Хотя и без того скромное государственное финансирование очень сократилось. - Около половины всех представленных на фестивале фильмов сняты режиссёрами-женщинами... - Женщин в кинематографе вообще стало больше. Причина очевидна и лежит в материальной плоскости. Женщину может содержать муж и не спрашивать, каков размер её зарплаты. А мужик должен кормить семью. Доходы же документалистов, скажем так, совсем не дотягивают до достойного уровня. - Георгий Александрович, не помню, чтобы какой-то документальный фильм спровоцировал «скандалы, интриги, расследования». Почему художественное кино способно вызвать бурю (пусть даже в стакане воды), а документальное - нет? - У художественного кино больше возможностей для «обнародования». Именно поэтому оно имеет больше возможностей для оказания влияния на мировоззрение, сознание человека. Ну, посмотрит документальный фильм маленькая группа людей – и нехай. Кроме того, я не говорю про фильм «Матильда», но ведь создатели иногда сами затевают скандальчик, чтобы шум возник. Получается некое оповещение. Хотя есть документальные фильмы, способные вызвать не меньший скандал. Только мало кого это затрагивает. - А может быть документальное кино лживым? - Запросто! И такие примеры есть, не буду их приводить из этических соображений. Фильм же создаётся не из непрерывной действительности, а из её фрагментов. И содержательная сторона зависит от того, в какой последовательности, исходя из какой логики я буду излагать. Документальное кино всегда несёт на себе жирный отпечаток личности художника. Если художник недобросовестный, соответственно и фильм таким будет. И наоборот. - Темы для документального кино неисчерпаемы. Зависит ли выбор этих тем режиссёрами от политической, экономической, социальной ситуации в стране? - Конечно. Всегда есть что-то актуальное, «жареное». В 90-е годы, например, немало было коллегами создано фильмов, о которых сегодня они стараются не вспоминать. И я в этом процессе участвовал. Это был экспериментальный фильм. Но эксперимент получился с отрицательным результатом, хотя я и призы за него получал. А сегодня я не вспоминаю об этом фильме, никому его не показываю. Он не предмет моей гордости. Но... было и было, что теперь делать. - То есть накануне фестиваля вы можете отчасти предугадать, о чём будут хотя бы некоторые фильмы? - Пожалуй, нет. Вот оглядываясь назад можно что-то проанализировать. А глядя вперёд это сделать гораздо сложней. Люди, которые в силу своей специальности пристально следят за процессом, киноведы, которые бывают на фестивале, наверное могут пророчествовать. Я же не берусь. Не моё это дело. Зеркало души - На нынешнем фестивале, обратила внимание, много фильмов, в которых в центре внимания режиссёра – человек. - Наконец-то! Я этому очень рад. Дело в том, что сегодня практически исчез из документального кино такой жанр, как фильм-портрет. А в своё время это был главный жанр документального кино! Режиссёр старался раскрыть на экране личность. А сегодня телевизионные стандарты - это синхроны. Человек успевает сказать две-три фразы - и всё. Ему не дают подумать на экране! А ведь это самое интересное, когда человек размышляет на моих глазах. Когда он подбирает нужное слово, когда он ищет ответ на вопрос. Лицо отражает весь мыслительный процесс, это правда зеркало души. Как произошло, что всё перевернулось, не знаю. Я 16 лет проработал в телевизионном документальном кино, и у нас были совсем другие стандарты. - На открытии фестиваля «Россия» была показана картина Татьяны Скабард «Последний парад «Беззаветного». Но ведь она включена в конкурсную программу. Получается, режиссёр получил некий бонус? - Мы решили, что людям будет интересно посмотреть фильм и узнать об этом событии. Лично я до просмотра об этом событии ничего не знал. Поэтому мы также пригласили главного героя фильма – контр-адмирала Владимира Богдашина. В 1988 году он был капитаном II ранга и командовал сторожевым кораблём «Беззаветный», который пошёл на таран американского крейсера, чтобы вытеснить его из советских территориальных вод. А что касается бонуса... В составе жюри квалифицированные люди, способные отстраниться и трезво оценить работу. Тем более что они наверняка внутренне зададутся тем же вопросом: «А не бонус ли это?» Уверен, они вынесут объективную оценку. Но даже если кто-то нас и упрекнёт за показ этой ленты на открытии, я считаю, фильм, а особенно люди, о которых в нём рассказывается, и их поступок этого заслужили. Считаю, что нашим фестивалем мы отдаём этим людям долги.