Ещё
Игра
Триллер
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Щенячий патруль и Вспыш и чудо-машинки
Мультфильм, Приключение
Купить билет

Исполнилось 80 лет со дня рождения кинооператора Георгия Рерберга 

Фото: На Западе Москвы
В холле Главного корпуса «Мосфильма» есть галерея портретов кинооператоров, в разное время трудившихся на студии. Среди прочих там можно увидеть фотографию Георгия Рерберга — соавтора фильмов Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Сергея Соловьева, Вадима Абдрашитова и других режиссеров. 28 сентября исполнилось 80 лет со дня рождения знаменитого оператора.
Рерберг пришел на «Мосфильм» в 1961-м году, почти сразу после ВГИКа. Начинал, как все, ассистентом оператора, вторым оператором. Дебют в качестве оператора-постановщика случился в 1964-м: с режиссером-дебютантом Андреем Кончаловским Рерберг отправился в Киргизию на съемки фильма «Первый учитель» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Несмотря на многие производственные перипетии, картина стала счастливым стартом и для молодого режиссера, и для исполнительницы главной роли Натальи Аринбасаровой, и для оператора Георгия Рерберга. В том, как был снят «Первый учитель», проявились одновременно мастерство и способность к риску — те качества, которые делали Рерберга автором уникального, оригинального, высокохудожественного изображения.
На «Мосфильме» помнят Рерберга как человека большой харизмы — его бесконечно уважали коллеги по цеху, а режиссеры побаивались. Он был максималистом в своих требованиях к качеству не только изображения, но и кино в целом. Потому снял за свою жизнь не так много, как некоторые коллеги. Истории разрывов Рерберга с лучшими режиссерами его поколения до сих пор ходят в легендах: сняв в тандеме «Первого учителя», «Историю Аси Клячиной», «Дворянское гнездо», Кончаловский и Рерберг расстались посреди работы над фильмом «Дядя Ваня», а с Тарковским оператор разошелся на фильме «Сталкер» (на счету их дуэта уже было «Зеркало» — ныне эталонное произведение мировой кинокультуры).
Что же выделяло Рерберга даже из звездного ряда советских операторов 60-х-80-х? Не просто обширное и глубокое знание истории живописи, архитектуры, не просто ориентация на великие произведения мастеров прошлого и настоящего, но стремление сделать кинематографическое изображение полноценным фактом изобразительного искусства. Иногда это приводило к тому, что изобразительный ряд фильма был ощутимо интереснее самого фильма… Потому и боялись многие режиссеры работать с Рербергом.
Стоит вспомнить, что Рерберг снимал не только фильмы, которые сейчас бы мы назвали артхаусными, но и комедии, не сходящие с наших телеэкранов по сей день. Например, следующей картиной после «Зеркала» идет в его фильмографии озорная история про донну Розу — да-да, фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!» снимал с режиссером Виктором Титовым именно Георгий Рерберг. Фильм делался в телевизионном творческом объединении, то есть, бюджет был небольшим, условия крайне неблагоприятными: группа имела возможность снимать только в павильоне телецентра «Останкино», причем, по ночам — в картине были задействованы актеры, занятые в театрах. Исходные данные трудные, но Титову, Рербергу и художнику картины Виктору Петрову удалось создать интересную среду — гротескную и в то же время достоверную, в которой герои фильма чувствовали себя естественно. Работая с пьесой, будучи запертыми в павильоне, Титов и Рерберг сделали не телеспектакль, а именно фильм. Тут помогли природное чувство композиции, вкус оператора, его способность в изображении «передать привет» кинематографу 1910-х годов.
Кроме как с вышеперечисленными режиссерами, Георгий Рерберг снимал с Игорем Таланкиным («Отец Сергий», «Звездопад», «Время отдыха с субботы до понедельника»), в 80-е, будучи уже маститым профессионалом, работал с начинающими: Иваном Дыховичным («Испытатель»), Александром Кайдановским («Иона, или Художник за работой»), Виктором Косаковским («Лосев»). В 90-е, когда наш кинематограф освободился не только от цензуры, но и от многих профессионалов, Рерберг в кино почти не работал. Зато стал пионером российской телерекламы — снимал ролики знаменитого цикла банка «Империал» «Всемирная история». Они действительно существенно отличаются от остальной рекламной телепродукции. «Я смотрел телевизор и говорил: „Вот это, наверное, Гоша снял“, — вспоминал оператор Павел Лебешев. — И угадывал. На таком уровне у нас никто не работает».
Георгия Рерберга не стало в 1999-м году, когда ему был всего 61 год. Наступившее время оказалось не по нем. А снятые им фильмы остались в истории, в золотом фонде не только российского, но мирового кино. По уровню изображения Рерберга «сверяют часы» кинооператоры всего мира.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео