Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

«Аритмия»: лучший фильм, от которого щемит сердце

«Аритмия»
«Аритмия»: лучший фильм, от которого щемит сердце
Фото: РидусРидус
Страница фильма
Олег, молодой врач «скорой помощи», в свободное от работы время серьёзно выпивает: мешает порой вино с водкой и не помнит наутро, что было вечером. Устав от всего этого, его жена Катя (она тоже работает в больнице) предлагает развестись — но не выгоняет нерадивого мужа из их «однушки» сразу, а даёт неделю на поиск нового жилья.
Трейлер фильма «Аритмия»
Между тем — ну, а как тут не пить?.. Будни «скорой» — это не только мающиеся от безделья пенсионерки, но и инфарктница в тридцать лет, и пострадавшие в ДТП, и участники массовой драки с ножевыми ранениями, и (что страшнее всего) умирающие дети, и отказывающиеся от жизненно необходимого переливания «свидетели», которые потом на тебя же напишут заявление об оскорблении религиозных чувств Спасая чью-то жизнь на одном вызове, ты можешь не успеть на другой — и тогда тебе в лицо будут, кидаясь с кулаками, выкрикивать обвинения: «Убили мою мать!» — а ко всему привыкшие санитары кулем увезут мёртвое тело в лифте
Тяжело работать на «скорой» — к тому же если ты не только лечишь, но и сам (врач!) отмываешь машину от крови или разгоняешь дорожную пробку. А начальник-бюрократ в то же время ставит перед всеми бригадами невыполнимые условия, «правило двадцати»: двадцать минут на дорогу, двадцать минут на вызов, двадцать вызовов за смену «Главное, чтоб человек не умер под тобой», — цинично полагает он, ратуя не за чужие жизни, а за свою отчётность, но от простых людей достаётся за такой бездушный подход не ему, а тем врачам, кто, нарываясь на штрафы и рискуя увольнением, всё-таки приезжает к больным и честно делает то, что в их силах
Примечательно, что предыдущая наша серьёзная картина про современного доктора тоже победила на «Кинотавре» — и это были «Простые вещи» , друга и соратника Бориса Хлебникова, с которым они вместе начинали на «Коктебеле». С тех пор медицинская тема в искусстве у нас целиком и полностью ушла в телевизор (нельзя отказать «больничным» сериалам в популярности), а большое российское кино уже давно и напрочь забыло, что это такое: фильм не то что о враче, но вообще — о рабочем человеке, о гражданине, который занят своим делом, который продолжает любить полученную профессию вопреки всем негативным факторам и прочим жизненным обстоятельствам.
То, что некогда было основой отечественного кинематографа (тот самый соцреализм, который нынче поругивают), оказалось вымыто из проката за «ненадобностью» — уступив место историческим мифам, фривольным комедиям, беззаботным сказочкам. Акцент стал делаться преимущественно на героических сторонах нашего бытия — но разве работа на «скорой помощи» не является самой что ни на есть героической?..
«Аритмия» возвращает нас туда, где и должен находиться центр киноискусства — к портрету рядового труженика, совершающего подвиги не в отдельные роковые минуты, а буквально каждый день, по роду своей ежечасной занятости, не в порядке одолжения окружающему его миру, а выполняя свой служебный долг, просто — работая.
Уже сам факт обращения к этой отнюдь не замыленной сегодня теме — прекрасное событие, но ещё краше оно от того, что фильм получился по всем показателям очень правдивым и правильным. Здесь есть погружение и в трудовые будни, и в личную жизнь (соавтор сценария — , оператор — ), здесь невероятное количество метко подмеченных деталей, здесь верная атмосфера — и здесь классные актёры, к которым невозможно придраться. Они точны, естественны, выразительны; на них не маски, а подлинные лица — лица людей, которые могут быть нашими соседями, которые живут где-то рядом в нашей стране.
И ошибётся тот, кто скажет, что «как раз на это смотреть неинтересно»; очень даже интересно. Потому что лишь оглядываясь на земляка и современника, мы лучше понимаем, кто мы сами такие. И когда перед зрителем в кино — карикатура (как в большинстве случаев), то он и сам может почувствовать себя недружественным шаржем; но когда на экране — подлинный гражданин, любой захочет соответствовать ему, оказаться с ним рядом. В этом, опять же, великая заслуга авторов «Аритмии» — лучшего российского фильма образца 2017-го года.
Конечно, именно эту работу Бориса Хлебникова следовало посылать от России на «Оскар». Да, у неё нет каннского приза и сверхпробивного продюсера, она не столь «универсальна» и не куплена для показа всему миру. Но у неё есть душа, она живая и прочувствованная, она тоже о людях и тоже об их боли — и она гораздо в большей степени о нашей стране, нежели «Нелюбовь» .
Как режиссёр Хлебников ничуть не хуже своего всемирно известного коллеги — и тоже вполне достоин того, чтобы его имя знали на Западе. Сегодня в нашем кино нет такой постановки вопроса «кто, если не Михалков или Звягинцев» — у нас есть и другие заслуженные мастера, которыми мы также вправе гордиться.
И займись «Аритмией» нормально (процесс продвижения картины в США, как известно, требует не расслабленности, а особых усилий), шансов у неё на «Оскаре» было бы ничуть не меньше. Потому как американские киноакадемики — не холодные критики, а нормальные эмоциональные зрители, и говорить, что эта картина оказалась бы ими не замечена, — определённо несправедливо.
Это кино, от которого по-настоящему щемит сердце. Отличное, первокачественное. Конечно, продолжая сравнение со Звягинцевым, «Аритмию» можно было бы обозвать «медицинским „Левиафаном“» — так как здесь не только пьют, но и не скрывается охватившая наше здравоохранение чиновническая болезнь с вытекающими из-за неё горестями (прямым текстом тут говорится, что медицинская реформа в её нынешнем виде глубоко порочна, потому что исключает человеческий фактор: «Нельзя всё делать по инструкции», ибо «мы жизни спасаем»).
Но в отличие от Звягинцева, Хлебников любит своих героев и оставляет им пусть и не самую светлую, но надежду. От «Аритмии» вопреки всему исходит тепло — и вполне соответствуя своему названию, она имеет куда больше шансов застрять в ваших сердцах, нежели убийственная по своим выводам «Нелюбовь».
Потому что это как раз фильм про любовь. Про то, что надо уметь понимать и помогать друг другу. Про то, что каждому в этой сложной жизни необходима опора, лишившись которой, мы лишаемся и смысла существования. Нелегко Катюхе с Олегом, но он — родной и самый близкий её друг, бросить его — всё равно что убить. «А как я себе мужа искать буду?» — шутит подруга, узнав, что на работе, где она вынуждена проводить всё своё время, запретили романтические связи. Эти врачи любят не за статус и не за деньги; им важнее — человечность.
Музыкальный трейлер фильма «Аритмия»
Картина Хлебникова вновь заставляет поверить, что у нас ещё живо великое кино. Вокруг, правда, много разочаровывающего мусора, но всё-таки несколько раз в год на российских экранах появляются отечественные фильмы, про которые сразу можно сказать: вот это — золотой фонд, это — останется, это будут смотреть ещё долгие годы.
Конечно, в условиях нынешнего проката невозможно гарантировать безусловный сиюминутный успех — его можно только желать, надеясь, что первые зрители приведут за собой других, а те вслед за собой — третьих (эффект, который называется «сарафаном»). Но нет никаких сомнений, что даже уйдя из кинотеатрального расписания, «Аритмия» обретёт — используем тут название предыдущей ленты режиссёра — долгую счастливую жизнь на иных современных носителях, а главное — в народной памяти, где навсегда сохраняется лучшее из лучшего.
Порадуемся сейчас за тех, кто оценит эту великолепную картину быстрее прочих.