Каннский триумф и гнев Хрущева. Интересные факты о картине «Летят журавли»
В юбилей фильма «Летят журавли» SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты из его истории. Критика и триумф Драма, снятая по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые», была настоящим прорывом для советского кинематографа. В 1957 году в кинотеатрах СССР фильм посмотрели более 28 млн зрителей. Трагедия двух молодых людей, которых разделила война, была практически лишена патриотического пафоса. Образ главной героини, любящей, но «грешной», стал новым для зрителей. Все это обрекало фильм на успех за рубежом, но при этом вызывало неоднозначные оценки на родине. Так известно, что Никита Хрущев, после просмотра был возмущен и даже назвал главную героиню «шлюхой». Советские критики были сдержаны в своих оценках: они отмечали, что лента, которая начиналась с глубоких тем, по дороге стала «срываться и разменивать масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и киноэффектов». Тем не менее, триумф картины за рубежом был абсолютным. В 1958 году она удостоилась «Золотой пальмовой ветки» Международного Каннского кинофестиваля. Ее отметили на кинофестивалях в Чехословакии, Ванкувере, Мехико и даже США (фильм получил премию имени Дэвида Селзника, ежегодно присуждаемую лучшему иностранному фильму, вышедшему на американские экраны) Оператор Сергей Урусевский получил первый приз Высшей технической комиссии Франции, а исполнительница главной роли Татьяна Самойлова стала лауреатом Премии жюри XI Каннского фестиваля «Апельсиновое дерево» как «Самая скромная и очаровательная актриса». К слову, в СССР издания не спешили трубить о победном шествии фильма по международным фестивалям. После победы в Каннах, в «Известиях» вышла маленькая заметка под заголовком «Первый приз — советскому фильму», в которой даже не упоминались фамилии режиссера и оператора картины. Говорилось только, что на фестивале «особенный успех имела Татьяна Самойлова». Мастер Калатозишвили «Летят журавли» - самый известный фильм Калатозова. Уроженец Тифлиса (настоящая его фамилия – Калатозишвили), Михаил Константинович дебютировал как режиссер в 1928 году с документальной картиной «Их царство». Его карьера постоянно раскачивалась от руководящих постов в тишине кабинетов до работы на съемочной площадке. В 30-х годах он был директором Тбиллиской киностудии, затем вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» снял два фильма - «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941). Во время войны он снял военную драму о блокаде Ленинграда «Непобедимые», а в 1943 совместно с Сергеем Герасимовым и Ефимом Дзиганом создал «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии». Считается, что эти фильмы «дали ему путевку в жизнь» - он был переведен на высокую административную должность. С 1943-го по 1945-й он находился в США как уполномоченный представитель Кинокомитета советского кино. В Америке он познакомился с такими звездами как Жан Габен, Чарли Чаплин, Анри Матисс. Вернувшись на родину, Калатозов возглавил Главк по художественной кинематографии, а вскоре - в 1946 году - занял пост заместителя министра кинематографии СССР. Позже он вновь вернулся к режиссуре. «Летят журавли» - первый фильм, над созданием которого он работал вместе с оператором Сергеем Урусевским. Именно их тандем позволил фильму совершить прорыв в советском кинематографе. Как вспоминал исполнитель главной роли Бориса – Алексей Баталов, «Калатозов начинал как оператор, он видел какие-то вещи, которые нормальный режиссер мог и не увидеть. И хорошо понимал Урусевского». Новаторство съемок «Появление «Журавлей» без Урусевского вообще было бы невозможно. Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше – режиссер или оператор – вложил в нее. В кино иногда случается, что оператор становится сердцем картины», - признался в одном из интервью режиссер Александр Митта. По его словам, до этой картины не было таких «феноменальных экспрессивных кадров, которые «действовали» очень долго и очень сильно». «Мне кажется, камера может выразить то, что не в состоянии сыграть актер... Его внутренние ощущения... Оператор должен играть с актерами», - заявил как-то сам Серей Урусевский. Рассказывая о съемках сцены попытки самоубийства Вероники, он отмечал, что пробовал снимать на разных скоростях: «На 18 кадров, потом дошли мы с Таней до 12. А без нее, когда на экране мажут одни нечитаемые ветки, там до 4 кадров в секунду. ... Мне там хотелось передать безумное состояние Вероники». Стоит отметить, что для съёмок сцены гибели Бориса оператор придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы, которые позже стали использоваться на многих съемочных площадках. От Вероники до Карениной «Более трагичного существа я не знала. Я ей сопереживала, старалась выразить ее и сделать наиболее интересной, сложной, сердечной... », - так отзывалась о своей героине актриса Татьяна Самойлова. Роль принесла ей, уроженки Ленинграда, славу, распространившуюся далеко за пределы СССР. В картину она попала совершенно случайно. Изначально Веронику должна была сыграть Елена Добронравова. Девушку с запоминающейся внешностью заметил ассистент Михаила Калатозова после выхода фильма «Мексиканец» и предложил ее кандидатуру Сергею Урусевскому. Тот согласился с тем, что в Татьяне есть огромный потенциал, и убедил Михаила Калатозова утвердить ее на главную роль. Для Самойловой съемки проходили непросто: она была больна туберкулезом и работа над каждым кадром давалась ей с большим трудом. Каждые три часа ей делали уколы, а во время съёмки эпизода, когда Вероника бежит по лестнице в разрушенный дом родителей, актриса от слабости упала в обморок. Но все это осталось за кадром. Зрителей же поражал и притягивал горящий взгляд ее глаз, в народе ее стали называть «советской Бриджит Бордо». Очарованы Самойловой были и зарубежные режиссеры. Сразу после триумфа «Летят журавли» Татьяне предложили работу над картиной «Анна Каренина». Съемки должны были проходить в США, а ее партнером по площадке должен был стать Жерар Филипп, однако об этом не могло быть и речи – ей категорически запретил вести любые переговоры с западными кинематографистами. Стоит отметить, что в экранизации романа Льва Толстого она все же снялась. В 1967 году на экраны вышел фильм Александра Зархи «Анна Каренина», в котором Самойлова исполнила главную роль. Планировалась, что фильм должен был участвовать в Каннском фестивале в 1968 году, но студенческие стачки помешали открытию фестиваля. В результате европейская премьера ленты так и не состоялась.