Рабыня, покорившая СССР
16 октября исполнилось 29 лет со дня выхода на телеэкраны СССР первой серии легендарной «Рабыни Изауры». В чем был ее феномен и почему «мыльную оперу» смотрели всей страной, «Вечерке» рассказал кинокритик Давид Шнейдеров.
О нелегкой судьбе доброй и честной рабыни, вынужденной бороться за свою любовь, слышали все. В конце 80-х годов прошлого века все женщины Союза, от маленьких девочек до их бабушек, моментально бросали свои дела, стоило на экране мелькнуть заставке любимого сериала.
Главную роль в нем исполняла дебютантка Луселия Сантуш, а компанию ей составили известные бразильские актеры Рубенс ди Фалко (главный антагонист — Леонсио) и Норма Блум (его жена Малвина).
— Это был период, когда старый кинематограф был уже неактуален, а новый еще не сформировался, — рассказывает Давид Шнейдеров. — В СССР не было сериала как жанра, поэтому зритель и накинулся на новый формат.
Сыграла свою роль тяга русского зрителя к любовным мелодрамам. Не мог наш человек остаться равнодушным к бедам Изауры, которую истязал Леонсио.
— Кстати, самой кассовой картиной советского кинематографа была вовсе не «Бриллиантовая рука» или «Приключения Шурика», например, — говорит Шнейдеров. — Пальма первенства тут принадлежала мексиканской драме «Есения», которая по сути своей была эдакой мини-мыльной оперой.
В общем, «Рабыня Изаура» была обречена на успех.
Она-то и положила начало нескончаемому потоку «тропиканок», хлынувших на нас с экранов телевизора.
Потом все рыдали вместе с богатыми, которые «тоже плачут», сочувствовали «Просто Марии» и перемывали кости семье Кэпвеллов из «Санта-Барбары». Господство «мыла» продолжалось долго. В конце 90-х — начале 2000-х домохозяйки гадали, выйдет ли Милагрес из «Дикого ангела» замуж за Иво и встретятся ли Жади и Лукас из «Клона».
В 2004 году «киноделы» сняли ремейк «Рабыни», но он уже не имел такого успеха.
А в 2016 году начался выпуск сериала, повествующего о жизни матери Изауры.
— Сегодня мы видим совершенно иные сериалы.
Это качественный продукт, который может поспорить с полнометражным кино, — отмечает кинокритик. — Например, в Америке сериалы уже более популярны, чем полный метр. Конечно, увлечение «мылом» уже не такое повальное, но у него есть свой зритель.
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛУСЕЛИИ САНТУШ
«Я до сих пор получаю тысячи писем от поклонников по всему миру. Львиная их доля приходит из России.
Я очень радуюсь каждому такому письму и сожалею лишь об одном — я не знаю языка и не могу их прочесть самостоятельно. Я переписывалась со многими людьми, в том числе и с известными политиками. Восторженный отзыв об «Изауре» однажды получила от самого Фиделя Кастро».
По материалам публикации www.eg.ru
ПЯТЬ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ СЕРИАЛОВ В РОССИИ
«Санта-Барбара»
Сюжет: сериал о непростой жизни богатой семьи Кэпвелл из города Санта-Барбара. Трансляция: 2 января 1992 года — 17 апреля 2002 года. Количество серий: 2137, в России показано 1824.
«Моя вторая мама»
Сюжет: история модельера Даниэлы, которая теряет ребенка, разводится с мужем-тираном и в итоге становится счастливой. Трансляция: 2 января — 10 апреля 1993 года. Количество серий: 100.
«Во имя любви»
Сюжет: судьба испытывает на прочность Элену (мать) и Эдуарду (дочь) — они одновременно беременеют, но только одной суждено родить... Трансляция: 5 апреля — 19 октября 1999 года. Количество серий: 130.
«Воздушные замки»
Сюжет: история трех сестер. Старшая помешана на успехе, средняя — на деньгах, а младшая хочет стать монахиней. Трансляция: с 3 января по 25 июля 2001 года. Количество серий: 131.
«Клон»
Сюжет: крестный отец погибшего Диогу, профессор Албиери, решает его клонировать... Трансляция: с 16 февраля 2004 года по 24 мая 2005 года. Количество серий: 250.
СПРАВКА
В основу сценария «Рабыни Изауры» лег одноименный роман писателя Бернардо Гимарайнша. Он был опубликован в 1875 году, за 13 лет до отмены рабства в Бразилии, и стал одним из самых прогрессивных литературных произведений своего времени. В центре внимания здесь не только страдания молодой влюбленной девушки, но и по-настоящему серьезные для того времени проблемы рабства и бедности.