Рецензия на фильм «Истории семьи Майровиц»
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания. Истории семьи Майровиц Когда Дэнни Майровиц (Адам Сэндлер) был маленьким, от него ждали, что он станет известным музыкантом. Вместо этого Дэнни стал «домашним мужем». Он не работал ни дня в своей жизни, и он вырастил умную и очаровательную дочь, но когда жена с ним разводится, Дэнни остается на бобах. Ему приходится переехать в Нью-Йорк к отцу Гарольду (Дастин Хоффман) – профессору на пенсии и скульптору-неудачнику, который всю жизнь больше думал об искусстве, чем о своих детях. Вскоре в фамильный дом возвращается Мэттью (Бен Стиллер) – сводный брат Дэнни, ставший успешным финансистом знаменитостей. Мэттью тоже расстался с женой, и он тоже не знает, как ему дальше жить. Кадр из фильма «Истории семьи Майровиц» Фильм был отобран для основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля Американский постановщик Ной Баумбах стал знаменитостью в мире голливудского артхауса, когда в 2005 году его малобюджетная лента «Кальмар и кит» удостоилась двух призов на фестивале «Сандэнс» и номинации на сценарный «Оскар». Это была отчасти автобиографичная трагикомедия о братьях-подростках, которые тяжело переживают развод своих интеллигентных родителей. Как сценарист Баумбах с тех пор работал над самыми разными проектами, включая мультбастер «Мадагаскар 3». Но как режиссер он сохранил верность трагикомичным семейным сагам, и его новую картину «Истории семьи Майровиц» можно рассматривать как тематический сиквел «Кальмара и кита». Это история о том, как детские психологические травмы управляют взрослыми братьями («сводными братьями», как подчеркивают Дэнни и Мэттью, недолюбливающие друг друга). Кадр из фильма «Истории семьи Майровиц» Трудно быть детьми гения, но еще труднее быть детьми непризнанного творца, чьи работы годятся лишь для скромных дружеских выставок и украшения домов престарелых. Гарольд Майровиц жизнь положил на то, чтобы стать знаменитым, однако его мечта не осуществилась, и он превратился в сварливого и капризного старика, завидующего более успешным коллегам. Пока Гарольд торил путь в искусстве, он едва замечал своих детей. Он обращался с ними так, что теперь, когда они нужны дряхлому старику, им трудно проводить с ним время. Дэнни терпеть не может, когда его сравнивают с финансово успешным братом, а Мэттью тяготится тем, что стал преуспевающим бухгалтером, а не выдающимся творцом, как того хотел отец. В свою очередь, их сестра Джин (Элизабет Марвел) довольствуется ролью семейного «ничтожества», поскольку она не вышла замуж, не стала матерью и не сделала значимую карьеру. Кадр из фильма «Истории семьи Майровиц» Как обычно в такого рода американском кино, картина Баумбаха сводит клан вместе, наглядно демонстрирует его дисфункциональность, а затем встряхивает родственников тяжелым испытанием (Гарольд попадает в больницу с гематомой мозга) и дает им повод выговориться, многое понять о себе и друг о друге, а затем если не наладить, то улучшить отношения. Кадр из фильма «Истории семьи Майровиц» Сюжет «Историй» сюрпризов не содержит, но смотреть картину приятнее, чем многие аналогичные постановки. На это есть три причины. Во-первых, фильм снят душевно, с искренней симпатией к персонажам, среди которых нет явных злодеев. Это не тошнотворное кино о пауках в банке, которым лишь бы сожрать друг друга, а симпатичная лента о родственниках, которые любят друг друга, несмотря на все свои трения и обиды. Собственно, у некоторых из них изначально отличные отношения – например, у Дэнни с его дочерью-студенткой в исполнении Грейс ван Паттен. Кадр из фильма «Истории семьи Майровиц» Это первое кино с Адамом Сэндлером и Беном Стиллером в главных ролях. Двадцать лет назад Стиллер сыграл в эпизоде ранней комедии Сэндлера «Счастливчик Гилмор» Во-вторых, хотя сюжетная канва банальна, в «Историях» немало изобретательных или точно подмеченных мелочей, рисующих портрет интеллигентной семьи с отчасти типичными, отчасти уникальными «сумасшедшинками». Так, когда Гарольд оказывается в квартире бывшей жены, он начинает вспоминать, как они много лет назад в ходе развода делили библиотеку. Любой, кто обожает книги и кому доводилось с ними вынужденно расставаться, оценит эту комичную интерлюдию и узнает в Гарольде себя или своих близких. В-третьих, Баумбах сделал «Истории» не уморительной, но удачной комедией, с ненавязчивым, остроумным и непошлым юмором. Герои фильма порой выглядят нелепо, но лента ни разу не сбивается на карикатуру, и персонажам продолжаешь сочувствовать, даже если не можешь удержаться от смеха. Кадр из фильма «Истории семьи Майровиц» Как у многих лент ее жанра, у «Историй» внушительная труппа. Даже в эпизодических ролях заняты знаменитости вроде Сигурни Уивер, Адама Драйвера и Кэндис Берген. Среди исполнителей главных ролей больше всех впечатляет Адам Сэндлер, создавший в «Историях» комичный, но не фарсовый и не раздражающий образ. Это та «взрослая» игра, которую Сэндлер очень редко демонстрирует, – к вящему недовольству критиков, предпочитающих такого Сэндлера кривляющемуся Сэндлеру из фильмов вроде «Такие разные близнецы». Дастин Хоффман превосходен в роли Харольда, но когда мэтр играл плохо? В целом мы не согласны с теми западными критиками, кто называет «Истории» шедевром, но это трогательная и забавная семейная трагикомедия, которая с лихвой окупит два часа, которые на нее придется потратить. Трейлер (англ.)