Россия проиграла космическую гонку в кино

Космос – то немногое в современной технике, где Россия по-прежнему находится на передовой прогресса, хотя соответствовать требованиям прогресса становится все сложнее. Мы совершаем запуски космических аппаратов, мы являемся полноправными совладельцами Международной космической станции, мы снабжаем другие страны своими разработками и готовым высокотехнологичным продуктом.

Россия проиграла космическую гонку в кино
© Film.Ru

Однако сложившееся еще в 1960-х, когда на наших первого землянина на орбите и первого человека в космосе США ответили высадкой на Луну, равновесие грозит нарушиться и распасться – быть космической сверхдержавой сложно, да и задачи перед руководством страны сейчас стоят более приземленные. Лучше всего падение авторитета России в космическом пространстве, как ни странно, прослеживается в кино и на ТВ – экранная повестка дня в Голливуде и отечественном кино радикально разошлась, и российских космонавтов из блокбастеров постепенно вытесняют исследователи космоса из других стран. Что же случилось и не виноваты ли в этом мы сами?

Наверняка многие посчитают, что заметное падение интереса к России, как к передовой в космических исследованиях стране, в кино не повод для волнений. Действительно, мало ли что там придумывают фантасты, кого отправляют на Марс или как решают глобальные проблемы метеоритной угрозы или аварий на орбите.

Все верно, продюсеры блокбастеров и шоураннеры сериалов в последнюю очередь задумываются о том, как бы кого-то уесть или кому-то подставить ножку, тут во главе угла стоят минимизация расходов и оптимизация управления – проще работать с англоязычными актерами и использовать привычные образы. Вот только все эти фильмы и сериалы затем оказываются в России, и мы не можем не обращать внимания на то, что представители нашей страны практически перестали входить в вымышленные экипажи станций, а Роскосмос уже не считается партнером в освоении Вселенной.

Вышедший в прокат фильм-катастрофа «Геошторм» это только подтверждает – россиянин на космической станции в этом фильме появляется лишь однажды, и только для того, чтобы получить приказ проверить какой-то трубопровод. Космонавт с триколором на рукаве не имеет имени и не произносит ни одной реплики, он даже не входит в состав экипажа – это просто техник, коих можно было набрать в странах третьего мира. Как же мы до этого докатились?

Ответ на этот вопрос прост. Мы сами сделали так, что космос исчез из перечня приоритетных задач россиян. Да, на то были объективные причины – распад СССР привел к предсказуемому падению уровня жизни, коллапсу в работе научных и инженерных коллективов, но советские наработки мы сохранить сумели и успешно используем их и сегодня, а вот от воспитания в духе первых покорителей космоса в России не осталось ничего. Вспомните, какими были фантастические фильмы советских режиссеров! В них человек тянулся к полетам, в них наши станции отправлялись на Венеру, а школьникам открывались глубины вселенной. Мы буквально жить не могли без космоса. «Планета бурь» и «Москва – Кассиопея», «Солярис» и «Через тернии к звездам», «Лунная радуга» и «Туманность Андромеды» – каждый из этих фильмов, в каком бы жанре он ни был снят, если не вдохновлял зрителя на подвиги, то вселял уверенность в том, что полеты к другим планетам вот-вот станут реальностью, нужно лишь хорошо учиться в школе, серьезно отнестись к институту и каждой сменой на рабочем месте ковать победу над трудностями.

Заметьте, все эти картины нацелены в будущее, где-то на годы вперед, где-то на десятилетия, но показанное в них всегда казалось достижимым если не зрителями того времени, то их детьми.

Разумеется, было и историческое кино о покорителях космоса, например, блистательное «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого, но в целом советское кино готовило к светлому будущему, к которому, конечно, приходится идти через боль неудач и потери товарищей. Да, фантастическое кино в СССР было в большом дефиците, несмотря на то что талантливых писателей-фантастов у нас всегда было в изобилии, но тем ценнее каждая картина, которая воспитывала будущих Королевых, Гагариных и Леоновых.

© кадр из фильма «Гагарин. Первый в космосе»

Постсоветскую Россию в вопросе космического воспитания словно подменили – мечты о покорении Вселенной как отрезало, а кино предпочло сосредоточиться на прошлом и настоящем, опасаясь заглядывать в завтрашний день. Нет, конечно, подвиг Юрия Гагарина не был вычеркнут из истории, но кинематографисты подходили к нему с несколько иной стороны. Фильмы «Бумажный солдат» и «Космос как предчувствие» – блестящие в своем роде, но это не те картины, которые заставляют мальчишек грезить отрядом космонавтов или штудировать учебник астрономии. Прошедшее почти незаметно пятидесятилетие первого запуска человека на орбиту в нашем кино тоже прошло незаметно – милый, но несколько наивный «Гагарин. Первый в космосе» вышел только в 2013-м.

© кадр из фильма «Время первых»

Казалось бы, выход сразу двух крупнобюджетных картин на космическую тему в 2017 году должен изменить невеселую тенденцию, но, как ни странно, «Время первых» и «Салют-7» ситуацию только усугубили. Обе ленты выполнены на высочайшем уровне, в них заняты лучшие наши актеры, а продюсированием занимались действительно знающие кино люди, но и подвиг Алексея Леонова, и самоотверженная работа экипажа Джанибекова-Савиных – это констатация прошлых побед без малейших посылов в будущее. Россия вообще в последние годы стала ориентироваться на свою историю сильнее, чем искать перспективы, даже президент озабочен поисками «образа будущего», в то время как прошлое занимает все большее место в нашей жизни. Мы не мыслим себя без Победы, мы скорбим по распаду СССР и одновременно почитаем последнего русского царя, на российском телевидении сериалы про бандитов и ментов сменили бесконечные «исторические» опусы о 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годах. Зрители все больше «окукливаются» в былом, лишаясь возможности мечтать. Вспомните современный сериал или фильм про недалекое будущее – это сложно…

© кадр из фильма «Салют-7»

За рубежом все иначе, там космос не перестает быть притягательной темой, и в гораздо большей степени авторов там интересуют перспективы новых открытий, роста присутствия человека за пределами Земли, встречи с иными цивилизациями, все то, что мы оставили в прошлом веке. И речь даже не о франшизах вроде «Звездного пути» или «Звездных войн», Голливуд, да и европейцы снимают достаточно фантастики с максимальным хронологическим приближением, буквально про день завтрашний и послезавтрашний, и тем обиднее почти полное игнорирование российских персонажей в новом зарубежном фантастическом кино. Вспомните «Марсианина» Ридли Скотта – мало того что на борту миссии к Красной планете нет наших соотечественников, так еще и за помощью НАСА обращается не к России, а к Китаю.

Нет нас на космических картах «Интерстеллара» и «Гравитации», а в недавнем сериале «Спасение» россияне и вовсе показаны бандитами, выкрадывающими у экранного «Маска» проект супердвигателя, способного спасти жизнь на планете. О «Геошторме» с его техником мы уже упомянули, и лишь участие Ольги Дыховичной в «Живом» в какой-то степени радует – она играет командира международной космической станции, правда, русский персонаж тут быстро погибает. Остается лишь с трепетом вспоминать о временах, когда в руках нашего Льва Андропова буквально было спасение Земли в «Армагеддоне». Тогда это выглядело смешно, сейчас нет и этого.

И не нужно искать в этом следов глобального заговора и прочей конспирологии, кино всегда является отражением человеческого настроения. Мы исчезли из киношного космоса в Голливуде не потому, что американцы нас не любят, а потому, что мы сами от него отказались. Мы больше не претендуем на первенство в покорении вселенной ни в кино, ни в реальности, нас устраивает то, что раньше мы были великими, мы были первыми и героически выходили в открытый космос помахать ручкой пилотам шаттлов. Российские сценаристы и режиссеры не видят представителей нашей страны в космосе будущего, так с чего их будут видеть кинематографисты других стран? Вполне логично, что образовавшуюся лакуну заполняют китайцы, индийцы, европейцы, в «Геошторме» в экипаж входят представители Мексики и Нигерии, но винить в этом мы можем только самих себя.

Историческое кино, которым сегодня увлеклась Россия, рассказывая о Николае Втором, Коловрате, панфиловцах, Харламове и Сталинграде, – это прекрасно, мы все имеем корни и обязаны хранить память о предках. Но ни одно растение не состоит из одного только корня, всегда наибольший рост проявляет та часть, что стремится вперед, тянется к свету.

В российском кино тема космоса долгое время находилась в анабиозе, а сейчас «Временем первых» и «Салютом-7» нарастила прочный фундамент. Не пора ли сделать «движение вверх», но не то ностальгическое, которое нам уже готовят, а перспективное, такое, от которого глаза мальчишек загорятся, как когда-то вспыхивали у зрителей «Отроков во вселенной». Нам нужно кино о новых покорениях, о мечте и ее воплощении, и тогда с нами снова будут считаться в мировой фантастике, а мы сами сможем гордиться не только прошлым, но и будущим.