Ещё
"Неделю ходила обнаженной"
"Неделю ходила обнаженной"
Сериалы
"Богомолов нюх потерял"
"Богомолов нюх потерял"
Сериалы
Стивен Кинг высказался против жюри «Оскара»
Стивен Кинг высказался против жюри «Оскара»
Фильмы
11 искусственных женщин в кино
11 искусственных женщин в кино
Фильмы
Кино против всех
Фото: Коммерсантъ - Weekend
«Матильда» и еще 12 фильмов-скандалов спецпроект.sp36_title {font: 36px/36px Georgia, serif; color:#333; margin:20px 0 0 15px;} @media only screen and (min-width: 600px) {.sp36_title {font: 48px/48px Georgia, serif; color:#333; margin:40px 0 0 50px;}}.sp36_subtitle {font: 16px/16px Georgia, serif; color:#666; margin:5px 0 0 15px;} @media only screen and (min-width: 600px) {.sp36_subtitle {font: 16px/16px Georgia, serif; color:#666; margin:5px 0 0 50px;}}.sp36_vvodka {font: 14px/18px Georgia, serif; color:#666; margin:15px 0 40px 15px;} @media only screen and (min-width: 600px) {.sp36_vvodka {font: 16px/20px Georgia, serif; color:#666; margin:15px 0 0 50px;}}.sp36_gun {float:right; margin:25px 0 15px 20px;}.sp36_gun img {width:400px;}.sp36_gun2 {float:right; margin:25px 0 15px 20px;}.sp36_gun2 img {width:200px;} «Матильда» и еще 12 фильмов-скандалов В прокат выходит «Матильда»  — историческая костюмная мелодрама, которая больше года находится в эпицентре скандала. Беспрецедентная кампания была развернута депутатом против самой идеи фильма о романе будущего царя и балерины . Депутата поддержали официальные лица и православные активисты, в защиту фильма, напротив, выступили министр культуры и премьер-министр . Тем временем сценарий был многократно изучен на наличие в нем экстремизма и оскорбления чувств верующих (не нашли), студия Алексея Учителя — на предмет налоговых нарушений (тоже не нашли), забросали письмами возмущенных граждан, а кинотеатры — угрозами поджогов. В результате, несмотря на получение фильмом прокатного удостоверения, крупнейшая сеть кинотеатров была готова отказаться от его показа, а жители нескольких российских регионов «Матильду» не увидят. Но если в отечественном кино все это происходит впервые, то мир таким скандалом не удивишь. вспомнил самые громкие примеры из прошлого, когда кино, встречаясь с яростными противниками, становилось событием общественной жизни Северная Корея «Интервью» 2014, Сет Роген, Претензии: антикорейская пропаганда, секретное сотрудничество с  Ким Мён Чхоль, неофициальный представитель КНДР за рубежом «Если американское правительство позволит показ этого фильма, наши ответные меры будут безжалостны» Последствия: отмена кинопроката, хакерская атака на студию Sony Последствия: отмена кинопроката, хакерская атака на студию Sony , президент США «Если кто-то в состоянии запугать людей, выпустивших сатирический фильм, представьте, что они могут сделать, увидев документальную картину или репортаж, который им не понравится» О том, что поводом для агрессивных угроз, которыми и без того богата внешняя политика КНДР, может стать голливудская комедия, стало ясно три года назад. Сюжет фильма Сета Рогена, Эвана Голдберга и  посвящен убийству , которое пытаются провернуть по заданию ЦРУ два идиота из американского ток-шоу. Незадолго до запланированной премьеры руководство КНДР выпустило несколько решительных заявлений, включая письмо Обаме с требованием запрета фильма и выступление в , где прозвучало слово «война». Потом хакеры, связанные со страной чучхе, взломали серверы Sony и слили в сеть рабочие имейлы и несколько еще не вышедших фильмов (КНДР официально отрицает причастность к этой операции). Sony попыталась сдвинуть релиз с октября на декабрь, чтобы страсти улеглись, но тут дело дошло до анонимных угроз терактов в кинотеатрах. Несмотря на поддержку Барка Обамы, киносети отказались от проката «Интервью», нью-йоркскую премьеру отменили — и в результате фильм вышел на нескольких копиях и на видео. Но серьезное отношение к шуткам Рогена свойственно, как оказалось, не только правительству КНДР. Этой осенью скандал чуть было не разгорелся снова, когда в СМИ появились сообщения о докладе, якобы подготовленном , согласно которому фильм оказывался ни много ни мало частью секретного плана ЦРУ по свержению Ким Чен Ына и грядущему принуждению северокорейского народа к демократии. На что Роген тут же отреагировал записью в твиттере: «Ребята, они сорвали мое прикрытие. ЦРУ будет в бешенстве». Ким Мён Чхоль, неофициальный представитель КНДР за рубежом «Если американское правительство позволит показ этого фильма, наши ответные меры будут безжалостны» Барак Обама, президент США «Если кто-то в состоянии запугать людей, выпустивших сатирический фильм, представьте, что они могут сделать, увидев документальную картину или репортаж, который им не понравится» Британская общественность «Заводной апельсин» 1971, Претензии: поощрение насилия Десмонд Бейли, судья из Ланкашира «"Заводной апельсин" — неопровержимый аргумент в пользу возвращения к цензуре"» Последствия: британский прокат остановлен студией по просьбе режиссера Последствия: британский прокат остановлен студией по просьбе режиссера Стэнли Кубрик, режиссер «В искусстве всегда было насилие. Оно есть в Библии, оно есть у Гомера и у Шекспира, и многие психиатры считают, что это приводит к катарсису, а не к подражанию» К началу работы над «Заводным апельсином» в фильмографии Стэнли Кубрика уже был , в 1960-м спровоцировавший протесты из-за участия в нем сценариста Дальтона Трамбо, ранее включенного в черные списки за коммунистические взгляды. Через два года режиссер поставил «Лолиту» по Набокову, которую удалось оградить от цензурного запрета только ценой многочисленных правок. Но больше всего проблем вызвал «Заводной апельсин», экранизация романа о банде юных преступников в антиутопическом Лондоне будущего. Разумеется, Кубрик и не думал сочувствовать философии «старого доброго ультранасилия», которую исповедует главный герой, садист-интеллектуал Алекс в исполнении . Но сатиру в фильме разглядели не все. Через несколько месяцев после начала проката 16-летний подросток из Оксфордшира убил пожилого бродягу, вдохновившись аналогичной сценой из «Заводного апельсина». Год спустя произошло еще одно преступление, связанное с фильмом: банда насильников напала на 17-летнюю девушку, распевая главную тему из «Поющих под дождем», в точности как Алекс. На фоне дискуссий о молодежной контркультуре, которые в Британии начала 1970-х происходили постоянно, в прессе поднялась настоящая паника. «Заводной апельсин» стал синонимом бессмысленного насилия, и журналисты, а также полиция и суды находили его следы даже в тех преступлениях, где на фильм ничего не указывало. По настоянию Кубрика, которому приходили анонимные угрозы, студия Warner Bros. прекратила прокат, и до смерти режиссера в 1999 году фильм было невозможно легально посмотреть в Британии. Стэнли Кубрик и Малкольм Макдауэлл на съемках «Заводного апельсина», 1971 год Десмонд Бейли, судья из Ланкашира «"Заводной апельсин" — неопровержимый аргумент в пользу возвращения к цензуре"» Стэнли Кубрик, режиссер «В искусстве всегда было насилие. Оно есть в Библии, оно есть у Гомера и у Шекспира, и многие психиатры считают, что это приводит к катарсису, а не к подражанию» Сознательные граждане и папа римский «Экстаз» 1933, Претензии: сексуальная распущенность, изображение наготы Луис Майер, продюсер «В Голливуде такие штуки не пройдут. Женская задница — для мужа, а не для публики» Последствия: запрет в Великобритании, цензурные правки в Германии и США Последствия: запрет в Великобритании, цензурные правки в Германии и США , писатель «Дело вообще не в морали или аморальности. За враждебностью к фильму скрывается признание его сокрушительной силы» Отношения полов на экране были рискованной темой начиная с первых дней кино — еще в 1896 году журналисты возмущались изображением поцелуя в одной из короткометражек Уильяма Хейса, продюсером которой был . Они и до сих пор чреваты скандалом — вспомнить хотя бы запрет фильма «Любовь» в России два года назад. Но «Экстаз» чехословацкого режиссера Густава Махаты был настоящей вехой в истории эротики на экране: главная героиня ищет сексуального удовлетворения, не находит его в браке и заводит любовника. В одной из сцен она появляется на экране полностью обнаженной, в другой мы видим ее во время оргазма — в 1933 году это было беспрецедентно. Неудивительно, что несколько стран запретили фильм — включая Британию, США (где копию при попытке ввоза конфисковала таможня) и Германию. Для американских и немецких зрителей смонтировали альтернативную версию, где эротические сцены отсутствовали, а супружеская измена осуждалась. «Экстаз», разумеется, не одобрила церковь: он стал одним из первых фильмов, официально осужденных Католическим легионом благочестия в США, и удостоился персональной анафемы от папы Пия XII. Сыгравшая в «Экстазе» Хеди Кислер в том же 1933 году вышла замуж за миллионера Фрица Мандля, который пытался выкупить и уничтожить все копии фильма. Через четыре года она сбежала от мужа и переехала в Голливуд, где по совету продюсера Луиса Майера сменила фамилию на Ламарр, чтобы не вызывать у публики нежелательных ассоциаций. Она успешно снималась в больших ролях, но новая фамилия не слишком помогла — в прессе ее продолжали называть ecstasy girl. Впоследствии она прославилась еще и как инженер: разработанная Ламарр технология радиоуправляемых торпед легла в основу Bluetooth и Wi-Fi. Афиша фильма «Экстаз», 1933 год Луис Майер, продюсер «В Голливуде такие штуки не пройдут. Женская задница — для мужа, а не для публики» Генри Миллер, писатель «Дело вообще не в морали или аморальности. За враждебностью к фильму скрывается признание его сокрушительной силы» Мусульманские радикалы «Покорность» 2004, Тео Ван Гог Претензии: критика ислама записка Мохаммеда Буайери, убийцы Ван Гога, оставленная на месте преступления «Никакой агрессии, кроме агрессии против агрессоров» Последствия: убийство режиссера Последствия: убийство режиссера Тео Ван Гог, режиссер «Кому понадобится убивать деревенского дурачка?» Нидерландский режиссер Тео Ван Гог сделал себе имя на провокациях и критике современного общества, так что «Покорность» не должна была стать в его фильмографии чем-то экстраординарным. Телевизионный фильм по сценарию Айаан Хирси Али, голландского депутата родом из Сомали, сосредоточен на трех сурах Корана, в которых речь идет о подчинении женщин мужчинам; сюжет составляют истории мусульманских женщин, сыгранных одной актрисой. Название фильма — перевод с арабского слова «ислам» (впоследствии так же озаглавил свой роман о мусульманах во Франции еще один скандалист — писатель ). Создателям фильма удалось вызвать дискуссию: часть рецензентов сочла «Покорность» прогрессивным, в первую очередь феминистским, высказыванием, другая — реакционным, поскольку поддерживает антиисламские стереотипы. Но история вышла далеко за рамки газетной полемики. После августовской премьеры Али и Ван Гогу начали угрожать радикальные исламисты, но режиссер не обратил на них внимания; через два с небольшим месяца, 2 ноября 2004 года, его среди бела дня на людной амстердамской улице застрелил член террористической группировки «Хофстад». Убийство Ван Гога шокировало нацию и сыграло колоссальную роль в политике Голландии, где с тех пор неуклонно растет влияние антииммигрантских сил. Али же, опасаясь за свою жизнь, два года спустя переехала в США. Рекламный баннер фильма «Давайте поговорим об этом», Нью-Йорк, 2017 год. (Как утверждает автор фильма Т. Джей Майлз, состоящий в антиисламской организации «Инициатива по защите американских свобод», в название фильма вынесены предсмертные слова Тео Ван Гога) записка Мохаммеда Буайери, убийцы Ван Гога, оставленная на месте преступления «Никакой агрессии, кроме агрессии против агрессоров» Тео Ван Гог, режиссер «Кому понадобится убивать деревенского дурачка?» Христианский мир «Последнее искушение Христа» 1988, Претензии: богохульство Мать Анжелика, монахиня и телеведущая «Это разрушительный фильм, способный уничтожить душу» Последствия: отказ отдельных сетей кинотеатров и видеопроката, запрет на прокат в Греции, Турции, Мексике, Чили, Аргентине, Сингапуре и на Филиппинах Последствия: отказ отдельных сетей кинотеатров и видеопроката, запрет на прокат в Греции, Турции, Мексике, Чили, Аргентине, Сингапуре и на Филиппинах , кинокритик «Фильм оскорбил тех, чьи представления о Боге и человеке он не отражает. Но если так, то ведь и  сделал то же самое» За роман «Последнее искушение Христа», изданный в 1955 году, писатель Никос Казандзакис был отлучен от Греческой православной церкви. Спустя 30 лет книгу решил экранизировать Мартин Скорсезе, нью-йоркский католик и, возможно, самый религиозный из американских киноклассиков. По сюжету, Христос, обманутый дьяволом, отказывается умирать на кресте и выбирает земную жизнь и женитьбу на , а после ее смерти берет себе двух жен. Такая версия евангельских событий вызвала ярость у многих религиозных групп и различных христианских конфессий. Католические и протестантские организации выступили с критикой и проклятиями еще до премьеры. Режиссер отозвал свой фильм «Молодой Тосканини» из программы Венецианского кинофестиваля, когда в конкурс включили картину Скорсезе (в Венеции Скорсезе получил только приз критики, зато был номинирован на «Оскар» за лучшую режиссуру). Фильм, разумеется, подвергся правовой атаке и был запрещен в нескольких странах. Самую радикальную акцию провели христианские фундаменталисты во Франции, которые во время одного из сеансов подожгли парижский кинотеатр «Сен-Мишель». Тринадцать зрителей получили ожоги. Скандалы сопровождали фильм еще долгие годы — так, в России его эфир на НТВ в 1997-м дважды переносили, он вызвал бурное возмущение православной общественности, а особенно рьяные его противники разбили палаточный лагерь у телецентра, который спустя три месяца разгонял ОМОН. , которая уже в 1997 году пыталась запретить показ, вспомнила о фильме и на волне дела Pussy Riot, обратившись в 2012 году в прокуратуру с просьбой проверить его на экстремизм. Впрочем, для самого Скорсезе все эти скандалы парадоксальным образом практически не имели последствий — а в 2016 году режиссер удостоился аудиенции , которому показал свой новый фильм «Молчание». Мартин Скорсезе на съемках «Последнего искушения Христа», 1987 год Пикет против показа «Последнего искушения Христа», Лондон, 1988 год Мать Анжелика, монахиня и телеведущая «Это разрушительный фильм, способный уничтожить душу» Роджер Эберт, кинокритик «Фильм оскорбил тех, чьи представления о Боге и человеке он не отражает. Но если так, то ведь и Иисус сделал то же самое» Прокуратура Италии и актеры фильма «Последнее танго в Париже» 1972, Претензии: порнография, сексизм, сексуальная эксплуатация главной актрисы на съемках , актриса «Никогда не раздевайся перед мужчиной средних лет, который говорит, что это для искусства» Последствия: Бертолуччи был осужден на четыре месяца условно и лишен гражданских прав на пять лет, фильм запретили в Италии, Испании, Чили, Китае Последствия: Бертолуччи был осужден на четыре месяца условно и лишен гражданских прав на пять лет, фильм запретили в Италии, Испании, Чили, Китае Бернардо Бертолуччи, режиссер «Те, кто не знает, что секс в кино почти всегда симулируется, наверное, каждый раз думают, когда стреляет во врага, что кто-то умер по-настоящему» Шедевр Бернардо Бертолуччи об анонимных отношениях американского вдовца (Марлон Брандо) и молодой парижанки (Мария Шнайдер) — мужская фантазия в духе почти Хемингуэя (брутальная мужественность как оболочка хрупкой психики), с подробными и многочисленными эротическими сценами. Настолько подробными и многочисленными, что после перв