Почему режиссера Юнгвальд-Хилькевича судили после съемок «Трех мушкетеров»
Те, кто родились в СССР, играли в детстве в войнушку, а также в трех мушкетеров и д’Артаньяна. Конечно, каждый мальчик хотел быть смелым красавцем гасконцем, а девочки – Миледи. Когда по телевизору показывали фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» - это был настоящий праздник. Мечталось, чтобы время показа не заканчивалось никогда. 22 октября «отцу» телемушкетеров Георгию Юнгвальд-Хилькевичу исполнилось бы 83 года. Как режиссер снимал любимый фильм и чем это закончилось – об о всем в материале Teleprogramma.pro Мальчишеские мечты В детстве Георгий серьезно занимался спортом. Как-то получив травму ноги, он не обратил на нее внимания, в результате заболел остеомиелитом (гнойный процесс в костях и костном мозге, а также в окружающих мягких тканях). Мальчик четыре года пролежал практически без движения с загипсованной ногой. Одним из немногих развлечений, которые себе мог позволить тогда Георгий, были книги. Позднее, уже будучи режиссером, он рассказывал, что романы Александра Дюма не дали ему во время болезни сойти с ума. Поэтому, когда Юнгвальд-Хилькевичу в 1977 году руководство Центрального телевидения предложило снять «Мушкетеров», то он с восторгом согласился. От спектакля до суда В 1974 году Марк Розовский, поэт Юрий Ряшенцев и Сандро Товстоногов, старший сын легендарного Георгия Товстоногова, задумали поставить в ТЮЗе «Трех мушкетеров». Розовский написал инсценировку, Ряшенцев – стихи, Максим Дунаевский отвечал за музыку (часть песен из спектакля потом перешла в фильм), Розовский и Товстоногов – за режиссуру. Спектакль, а точнее, мюзикл стал настоящей театральной бомбой: о нем говорили, писали, обсуждали, на постановку было невозможно попасть. «Три мушкетера» в ТЮЗе стали одним из самых ярких спектаклей в те времена в столице. Мюзикл шел с аншлагом целых семь лет. И кто-то из руководства ЦТ, увидев его, решил получить нечто похожее и для телевидения. Для работы были приглашены сценарист Марк Розовский, поэт Юрий Ряшенцев, композитор Максим Дунаевский и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Правда, Юнгвальд-Хилькевичу категорически не понравился сценарий, и он его практически весь переписал. Собственно, с этого и начался скандал между соавторами, что в конечном итоге вылилось в судебные разбирательства. Когда в двадцатых числах декабря 1978 года фильм был полностью готов, Розовский и Ряшенцев подали на режиссера в суд, обвинив его в переделке сценария без их разрешения и присвоении части их гонорара. После долгих разбирательств суд оправдал Юнгвальд-Хилькевича, так как в титрах фильма его фамилия стояла только в качестве режиссера-постановщика, и деньги он получил только за эту работу. В результате «Мушкетеры» пролежали на полке целый год и вышли на экраны страны в 20-х числах декабря 1979 года. «Д’Артаньяна и три мушкетеров» сняли, когда в ТЮЗе еще шел спектакль по роману Дюма. Кадр из фильма Абдулов-Боярский С ноября 1977 года режиссер начал пробы актеров. На роль д’Артаньяна претендовали несколько молодых, неизвестных актеров и Александр Абдулов. Хилькевичу (или Хиле, как его звали коллеги) очень нравился Абдулов. Он уже был утвержден, когда поэт Илья Резник рассказал режиссеру, что ленинградец Михаил Боярский ходит сейчас с длинными волосами и отращивает усы, и вообще он очень похож на гасконца. Хилькевич съездил в Ленинград и познакомился с Боярским, который выразил готовность играть в фильме кого угодно. Михаил приехал на пробы на Одесскую киностудию, где должны были начаться съемки. Его переодели в Рошфора (Юнгвальд-Хилькевич планировал для Михаила именно эту роль). И когда Боярский вышел в съемочный павильон, то все онемели от восторга - перед ними стоял настоящий д’Артаньян! Но режиссер все-таки сомневался, так как уже утвердил на эту роль Александра Абдулова. Масла в огонь подлил Максим Дунаевский: узнав, что у Боярского есть музыкальное образование, он стал ходатайствовать за его кандидатуру перед руководством ЦТ, тем более что Абдулов с музыкальным материалом не справлялся. Так Боярский и стал д’Артаньяном. Михаил Боярский стал д’Артаньяном благодаря поэту Илье Резнику и композитору Максиму Дунаевскому. Кадр из фильма Мушкетеры На роль Атоса пробовались Юрий Соломин и Василий Ливанов, будущий Шерлок Холмс. Хилькевичу нравился Ливанов, который удачно провел несколько проб. Но потом актер отказался от этой затеи и больше на киностудии не появлялся. Юрий Соломин в фильме «Летучая мышь» в 1978 году И тогда режиссер вспомнил о Вениамине Смехове, которого видел в роли Воланда в Театре на Таганке. Интересно, что после выхода картины многие восхищались тем, как актер исполнил песню «Есть в графском парке черный пруд». Но за Смехова пел знаменитый джазовый тромбонист и вокалист Вячеслав Назаров. На момент съемок Назаров был ведущим солистом в оркестре Олега Лундстрема и восемь лет подряд признавался критиками лучшим тромбонистом Советского Союза. Георгий Эмильевич знал, что Портоса лучше Валентина Смирнитского никто не сыграет. А вот с Арамисом пришлось помучиться: Юнгвальд-Хилькевичу не нравились актеры, приходящие на пробы. Помог режиссеру Боярский. Он напомнил ему фильм «Адъютант его превосходительства» и о том, кто сыграл в нем красавчика Микки. В результате Игорь Старыгин идеально подошел на роль Арамиса. Только у актера был небольшой дефект речи, поэтому озвучил его Игорь Ясулович. Сегодня тяжело себе представить, что мушкетеров могли сыграть другие актеры. Кадр из фильма Беременная Миледи Когда Хилькевич переделывал сценарий, то был уверен, что Людовика XIII сыграет Олег Табаков, Анну Австрийскую – Алиса Фрейндлих, а на роль Миледи он планировал пригласить Елену Соловей. Елена Соловей в фильме «Смешные люди!» (1977 год) Актриса дала свое согласие и удачно прошла пробы. Однако незадолго до начала съемок выяснилось, что Соловей беременна. Говорят, артистка даже согласилась сделать аборт ради роли в «Мушкетерах», но потом передумала. В результате режиссеру пришлось срочно искать замену. И тогда он вспомнил о своей соседке, с которой вырос в одном дворе, – Маргарите Тереховой, в которую были влюблены все мальчишки из их компании. Терехова прекрасно смотрелась верхом на коне и в сексуальном костюме Миледи. Единственное, Георгию Эмильевичу пришлось переделать сценарий и превратить Миледи в эдакого мушкетера в юбке. Маргарите Тереховой спалили все волосы после того, как ежедневно делали ей кудряшки. Кадр из фильма Колхозные условия и машина с баком вина О съемках фильма можно написать отдельную книгу или снять картину. Съемки проходили во Львове в течение трех месяцев, с апреля по июнь. Уже превратились в легенды истории о том, как актеры выпивали, дурачились и пугали своим видом местных жителей. Но были у киношников и скандалы. Так, директор картины, решив сэкономить, поселил актеров в самой дешевой львовской гостинице «Колхозная», где удобства были в лучшем случае на этаже, а то и в подвале здания. Подождав немного, артисты решили выразить свой решительный протест и завалились огромной толпой в шикарный двухкомнатный номер режиссера, которого поселили в одной из лучших гостиниц города. Мало того, что они захватили номер, когда Хилькевича там не было, так они разлеглись на кроватях и диванах, демонстрируя всем видом, что лучше будут спать на полу здесь, нежели в «Колхозной». Войдя в свой номер, Георгий Эмильевич все понял и, вызвав директора картины, потребовал выслушать претензии артистов. В результате все были поселены в самую престижную гостиницу Львова. Актеры поначалу пугали местных жителей, поскольку с утра они переодевались в свои киношные костюмы и ходили в них весь день. Артисты не стеснялись в таком виде навещать рестораны и магазины, гулять, выпивать, знакомиться. Этот фильм обожали все дети СССР. Кадр из фильма Внимание к киношникам было невообразимое, казалось, что на эти три месяца город перестал работать. За киногруппой повсюду ездил автобус с женщинами, женами высокопоставленных лиц Львова, которые были влюблены в мушкетеров и наблюдали издалека за их работой. Помимо автобуса съемочную группу сопровождала «Волга». Юнгвальд-Хилькевичу даже пришлось провести расследование и выяснить что это за машина, так как он предполагал, что за ними следят КГБ. Но, как выяснилось, в автомобиле вместо багажника был встроен огромный бак с краником и вином. И актеры постоянно к нему прикладывались. Кстати, опасаться чекистов у режиссера был повод, так как его актеров уже обвинили в антисоветчине и чуть не закрыли картину. После «Колхозной» съемочную группу поселили в престижную обкомовскую гостиницу, где каждый номер прослушивался. Ежедневно по вечерам актеры собирались у кого-то в номере, пили, травили анекдоты, говорили о жизни. И договорились. Хилькевича вызвали во львовский КГБ, где обвинили актеров, что те пародируют Брежнева и матерятся на Ленина. Пришлось режиссеру подключить все свое красноречие и всю свою сообразительность, чтобы убедить сотрудников не предъявлять обвинения, а также пообещать «искоренить» подобное в коллективе. И действительно, актеры больше не занимались пародиями, но веселье продолжалось. И, может быть, благодаря ему фильм получился таким, каким вот уже почти 40 лет его обожают зрители в нашей стране.