Войти в почту

10 лучших советских «хулиганских» киносказок

Новая российская комедия «Последний богатырь» постмодернистски переосмысляет народные сказки и рисует мир, в котором Кощей оказывается героем, богатырь Добрыня – злодеем, а сотовый телефон – действенным оружием. Отчасти картина прокладывает собственный художественный путь, а отчасти подражает советским киносказкам, которые тоже порой по-доброму хулиганили, переиначивая традиционные сюжеты и смешивая волшебный и современный мир. Какие фильмы этим занимались? Мы вспомнили десять лучших советских «хулиганских» киносказок.

10 лучших советских «хулиганских» киносказок
© Film.Ru

Лиловый шар

В кинопродолжении знаменитого сериала «Гостья из будущего» юная искательница приключений Алиса Селезнева отправляется в далекое прошлое, когда на Земле жили волшебники, драконы и прочие сказочные персонажи, включая Кощея и Бабу-ягу. Девочка пытается спасти планету от инопланетной супербомбы, которая была заложена пришельцами в сказочные времена, чтобы уничтожить человечество в будущем. Над «Лиловым шаром» работала та же творческая группа режиссера Павла Арсенова, что и над «Гостьей». К сожалению, фильм был куда менее известен и успешен, чем сериал. Картина была снята по повести Кира Булычева.

Там, на неведомых дорожках...

В фильме Михаила Юзовского маленький мальчик приезжает на каникулы к бабушке и попадает в сказочную страну. Дело в том, что его бабушка – это добрая Баба-яга. В остальном, впрочем, лента следует сказочной традиции, противопоставляя злодея Кощея героической Василисе Премудрой и другим былинным персонажам. В основу ленты была положена повесть «Вниз по волшебной реке» Эдуарда Успенского, более известного по книгам о Чебурашке и Дяде Федоре.

Новый Гулливер

© Кадр из фильма "Новый Гулливер"

«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта изначально были исключительно политизированной историей, и Александр Птушко закономерно развил темы романа в своем «Новом Гулливере», где юный пионер попадает в осовремененный мир лилипутов и устраивает там пролетарскую революцию. Это редкий пример довоенного кино, в котором игровой персонаж действует в мультипликационном мире (в данном случае – в мире, созданном с помощью кукольной анимации). Картина выходила в американский прокат, и о ней с одобрением отзывался Чарли Чаплин. Она оказала существенное влияние на развитие кукольного кино.

На златом крыльце сидели…

Кощей Бессмертный заправляет Змея Горыныча реактивным топливом?! В пародийной картине Бориса Рыцарева это в порядке вещей. Фильм рассказывает, в общем и целом, обычную сказочную историю о царевиче, который сватается к соседской принцессе, однако примешивает к традиционному повествованию некоторые современные технологии. Это одна из немногих советских лент, которые снимались и показывались в формате 3D.

Чародеи

© Кадр из фильма "Чародеи"

Телемюзикл Константина Бромберга был вдохновлен повестью братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но он позаимствовал из этого источника лишь его основную идею – существование в провинциальном городке советского НИИ, который изучает чародейство и волшебство. В остальном это самостоятельная новогодняя история о влюбленной паре, счастье которой пытается разрушить могущественная колдунья (волшебница по ошибке считает, что девушка влюблена в ее жениха). Изначально Стругацкие надеялись, что «Понедельник» удастся экранизировать близко к тексту, но их сценарий нельзя было протащить через цензуру. Пришлось придумывать новый сюжет и, по преимуществу, новых персонажей. Тем не менее картина стала одной из любимых советских новогодних лент.

Путешествие пана Кляксы

Сиквел популярной польской киносказки «Академия пана Кляксы» совместно создавался польскими и советскими кинематографистами. Сюжет фильма Кшиштофа Градовского тоже получился «гибридным», лихо смешивающим магию и кибернетическую фантастику. При желании «Путешествие» можно рассматривать как предтечу «Матрицы», поскольку это тоже история о сражении людей с необычными способностями с роботами-поработителями. Картина пользовалась огромным успехом в СССР – как и некоторые другие польские фантастические ленты.

После дождичка в четверг

Комедийная киносказка Михаила Юзовского по сценарию Юлия Кима свободно смешивает русские и восточные предания, а также предлагает необычную интерпретацию Кощея Бессмертного. Как объясняет сам Кощей: «Что, думали, худой да бледный? Зачем, почему? Я в подвалах не сижу, на цепях не вишу — вот и поправился за триста лет!» Роль Кощея сыграл Олег Табаков, который действительно никогда не отличался бледностью и худобой. Картина была вдохновлена либретто Александра Островского, которое было сочинено для так и не написанной оперы.

Раз, два — горе не беда!

© Кадр из фильма "Раз, два — горе не беда!"

Картина Михаила Юзовского – редчайший пример советского «стимпанка», экстравагантного фантастического сочетания модернизма и традиционализма. Это ироническая сказка, в которой русскому царству приходится отбиваться от гигантского заморского робота. Оружием победы оказывается переносной лазер, сконструированный царским ученым. Картина основана на пьесе Юлия Кима и вдохновлена военным противостоянием времен холодной войны.

Старик Хоттабыч

Когда сказочный герой находит запечатанный сосуд с джинном, это приносит ему власть и богатство. В «Старике Хоттабыче», однако, восточный чародей становится головной болью для того, кто его освободил. Дело в том, что пионер Волька живет в Советском Союзе, и ему не нужны ни дворцы, ни караваны с сокровищами, ни ковры-самолеты. Так что все попытки Хоттабыча облагодетельствовать «господина» приводят к комичным последствиям. Фильм Геннадия Казанского был поставлен по популярнейшей книге Лазаря Лагина.

Айболит-66

В эпоху «оттепели» традиции советского кино нарушали не только в фильмах для взрослых, но и в картинах для детей. В «Айболите-66» Ролан Быков пересказал сказки Корнея Чуковского на языке эксцентричного и гротескного постмодернистского артхаусного кино. Среди прочих необычных приемов режиссер использовал «вариоскопию» – изменение размера и соотношения сторон изображения по ходу фильма. Ленту приняли в штыки, но со временем признали комедийной классикой.