Режиссер Иван Шахназаров: рок - это судьба

ТАЛЛИНН, 20 окт — Sputnik, Денис Пастухов. Координатор фестиваля Семен Левин рассказал Sputnik Эстония, что кинокартина "Рок" — первый полнометражный дебют Ивана Шахназарова — сделана, по его словам, "в энтузиазме молодых постановщиков", его друзья-знакомые играют в ней трех музыкантов, путешествующих из периферийного городка в Москву. С вопроса о дебютном фильме и началась наша беседа. - Название "Рок" — это о музыке или о судьбе? — В названии фигурируют оба смысла. Музыканты в картине играют рок, но они пускаются в роковое путешествие, за мечтой, так что "рок" в этом фильме также и "фатум", наверное, вкладывали в большей степени это значение. Фильм — не чистая комедия, а все же трагикомедия или черная комедия. — Для вас близок музыкальный стиль рок? — Да. Когда я думал о музыкальном сопровождении картины, то в мыслях возникало что-то типа группы "Аукцыон" — я люблю рок-музыку России 90-х, по душе мне и "олдскульный" зарубежный рок 60-70-х. А вот современный российский рок знаю довольно плохо, а из того, с чем знаком, нравится далеко не все. https://www.youtube.com/watch?v=ueZZZiJMCsc - Какой в итоге саундтрек в фильме "Рок"? — Мы нашли прекрасных музыкантов, группу "12", раньше она называлась "Наречье". Это молодые ребята из МХАТа, которые сколотили свой коллектив, лабают на квартирниках, на закрытых тусовках и в андерграундных клубах, а рок их необычный, содержит фольклорные, этнические мотивы — там и саксофон, и балалайка. - Вы сын знаменитого кинорежиссера Карена Шахназарова. Ваша судьба была предопределена? — Не думаю, что судьба человека предопределена заранее. Но предпосылок пойти в кино у меня было больше, чем куда-либо еще, так что это было вероятнее всего. К тому же я плохо учился в школе, поэтому было понятно, что где-то возле кино и останусь. Обучался я на режиссерском факультете ВГИКа в мастерской Владимира Хотиненко. - Вы и актер, и сценарист, и режиссер. Что для вас первично? — Сознательно шел в кинематограф заниматься именно режиссурой, с учетом образования. Сценарист я постольку-поскольку, вместе с другом и соавтором Иваном Заваруевым пишем сценарии. Так же и с актерством. Обстоятельства сложились так, что в какой-то момент меня пригласили сниматься, я согласился, и периодически такие предложения возникают снова. - В своем режиссерском деле сотрудничаете с отцом? — Да, но при этом стараюсь быть максимально независимым. У отца достаточно сильная энергетика, на каких-то этапах не стоит показывать ему свою работу, так как высока вероятность попасть под его влияние. Поэтому показываю всегда уже почти готовый сценарий, который мы вместе обсуждаем, и сам фильм, практически уже смонтированный. В какой-то степени отец — ориентир для меня, на меня произвели и производят до сих пор большое впечатление его картины, но стараюсь проходить свой путь. Фильм "Рок" — большое достижение для меня, но это только начало моего творческого пути, попытаюсь учесть все ошибки, усвоить и двигаться дальше. - А как зрителя заставить смотреть кино? — Заставлять никого не нужно. Зритель дойдет до кинотеатра сам и найдет то, что ему нужно. Другое дело, что мы должны развивать качество этого продукта и учитывать тот факт, что кино становится все более и более массовым видом искусства и у него есть много правил и принципов. Надо наблюдать за тенденциями в обществе, как оно развивается, понимать, что интересует современного человека, ответы на какие вопросы он ищет. Человек воспринимает искусство во многом для того, чтобы с ним себя отождествить. - При этом, как говорил автор "Битвы за Севастополь" Сергей Мокрицкий, в России условный "Рай" Андрея Кончаловского собирает, образно говоря, трех зрителей на киносеанс, в то время как голливудский блокбастер "Форсаж 8" — полный зал… — Это абсолютно разные картины. Состояние в обществе такое, что современный зритель, как правило, не любит много думать, он любит брать, что лучше всего висит и упаковано в наиболее приятную упаковку, но это не значит, что та публика, которая приходит на "Рай", лучше или хуже той, что присутствует на "Форсаже", она просто другая. Формат кино типа "Рай" предполагает, что миллионы на него не пойдут. Надо всегда понимать, для кого ты делаешь свой фильм. - Для кого ваш "Рок"? — Мой зритель похож на меня, он моего возраста, может, чуть старше. Но каждый может найти что-то для себя, поскольку кино довольно легкое, это роуд-муви, приключения, поэтому многим может понравиться. Впрочем, хотя наш потребитель — эгоист и ему всегда надо угождать, я считаю, что цель искусства — не угождать, а в какой-то степени ломать, отвечать на вопросы, чтобы люди из зала уходили в некотором роде трансформированными. — А как влияет на качество фильма бюджет? — Во многом кино стало техническим искусством, его нужно делать по всем современным канонам. Маленький бюджет — одна из причин, по которой не стоит браться за создание фильма (наряду с плохим сценарием и сжатыми сроками). Хотя хороший фильм можно снять и на мобильный телефон, я считаю, что есть определенные законы, поэтому достойное финансирование необходимо. - Интересно ли российское кино эстонскому зрителю? — Думаю, да, мы тонко переплетены в культурном смысле, за плечами большая история взаимоотношений. Здесь живет много людей, которые помнят те времена, когда мы были в составе одной страны, носят в себе ту культуру. Как пример — показ фильма "Анна Каренина. История Вронского", который открыл кинофестиваль: был почти полный зал, никто не уходил, смотрели с интересом. Так что нам стоит и впредь развивать эти культурные связи. - Есть мнение, что настоящее искусство можно смотреть на иностранном языке, без перевода. Согласны? — Немного пафосное выражение, но в целом соглашусь. Настоящее искусство воспринимается какими-то другими рецепторами. Когда мы учились во ВГИКе, первым нашим серьезным заданием было снять глухонемой десятиминутный фильм. Причиной задания и послужило представление о том, что настоящее кино можно смотреть даже без звука. - А доходит ли такое кино до зрителя? — До массового — нет. Короткометражки живут своей жизнью, не очень яркой и заметной, но есть большое количество кинофестивалей короткометражных фильмов, показов в киноклубах и тому подобного. - А в столице Эстонии понравилось? — Да, здесь прекрасная атмосфера, тем более сейчас, в золотую осень. Мне вообще нравится в Северо-Восточной Европе. А самое главное в Таллинне — открытые люди, здесь чувствуешь себя свободно. И так происходит во многих маленьких городах, в отличие от крупных, той же Москвы. Переезжать в небольшой город на постоянное место жительства не планирую, но буду стараться выбираться в такие города по мере возможности.