В Туле подвел итоги XVIII Открытый российский фестиваль кинокомедии «Улыбнись, Россия!»
Город в шестой раз приветствовал своих кумиров - президента фестиваля кинорежиссера Аллу Сурикову, всенародно любимых Сергея Никоненко, Эммануила Виторгана, Всеволода Шиловского, Федора Добронравова, Ивана Охлобыстина, Ирину Розанову, Светлану Светличную, Елену Воробей, Олесю Судзиловскую, Бориса Грачевского, писателей-сатириков Аркадия Инина, Ефима Смолина. Фестиваль «Улыбнись, Россия!» - особенное событие, как для мастеров комедийного жанра, так и для зрителей, обладающих важным талантом – увидеть забавное в повседневной жизни, посмеяться над собой, своими невзгодами и недостатками. Эта способность, присущая российскому самосознанию, начиная еще со времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина, трепетно сохраняется фестивалем, который в своем Манифесте (а у «Улыбнись Россия!» действительно есть Манифест) провозгласил, что «день без улыбки – потерянный день». Что касается параллельного короткометражного конкурса, то тут лучшей названа точная, как укол зонтика, лента «Время жить, время умирать…» - дебют М.Полякова о том, как снимается кино. - Заставить зрителя засмеяться всегда было непросто, - размышляет президент фестиваля Алла Сурикова. - Комедия – самый сложный жанр. Это мне еще во время учебы объяснял мой учитель Георгий Данелия. Заставить зрителя плакать легче. Не случайно в советские времена на создание комедии давали в несколько раз больше пленки, чем на картины других жанров. То, что смешно на площадке или в черновой сборке, при монтаже может стать не смешным. Чуть подрезали, пригладили – и все, выплеснули с водой ребенка. Когда мы в 90-е годы только начинали делать этот фестиваль, а в кино тогда ринулись все, кому не лень, то с трудом находили в конкурс хотя бы несколько фильмов, на которых зритель мог не то что засмеяться, а хотя бы улыбнуться. Сегодня количество претендентов возросло в десятки раз, что доказывает: жанр успешно развивается. Ребята в комедию пришли интересные, молодые – это совсем другое мышление, скорости, монтаж. Но появились новые проблемы: прервалась связь кинопроизводства с прокатом. Чтобы выйти на большой экран, надо либо обладать огромным бюджетом на рекламу, либо режиссер должен снимать «форматные» фильмы, где течет кровь и отлетает дух – то, что впечатляет сегодняшнего зрителя. Мне лично такое кино снимать не хочется, да и не можется. В палитре социальных тем и интонационных комедий XVIII открытого кинофестиваля «Улыбнись, Россия!» читается стремление к творческому поиску и желание экспериментировать, но и сохраняется хороший вкус и здравый смысл. Символично, что фестиваль, достигший своего совершеннолетия (он проводился 18-й раз), порадовал и приличной международной программой. В конкурсе зарубежного кино приз «За улыбку Востока» взял «Воздушный Сафар» из Таджикистана. Лучшей мужской ролью названа работа народного артиста Армении Микаэла Погосяна в картине «Спасибо, папа!». Самой остроумной зарубежной лентой оказался французский фильм «Безумные соседи». А вот награду «За лучший актерский ансамбль» взяла комедия «Белое вино из Бабудойу» итальянского режиссер Игоря Биддау. - Мы счастливы, что нас пригласили в Тулу, - говорит Игорь Биддау. – Комедийных фестивалей в мире – единицы, это большая редкость, я лично знал два. Теперь знаю три. Я покорен этим кинофорумом, мы нашли новых друзей, уже думаем над комедийным проектом следующего года, чтобы снова приехать сюда, на родину Толстого. А разговоры об Эльдаре Рязанове и вечер его памяти подвиг нас посмотреть его картину «Необыкновенные приключения итальянцев в России», которую мы к своему стыду не видели, но которую теперь будем смотреть совсем новыми глазами. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!