Войти в почту

В Москве покажут «Матильду» Алексея Учителя

Московская премьера фильма Алексея Учителя «Матильда» состоится в столичном киноцентре «Октябрь» 24 октября. Пресс-служба кинокартины отмечает, что показ пройдёт в условиях повышенных мер безопасности: прилегающая к «Октябрю» территория будет оцеплена, а кинозалы проверят кинологи. Накануне фильм Учителя показали в Санкт-Петербурге, и обстановка вокруг Мариинского театра была спокойной. «Не должно быть искусства без берегов» Где-то вдалеке стоял автобус ОМОНа, но полиции на улице было видно немного. Патрули по три-четыре человека лениво прогуливались, поглядывая на два десятка верующих, собравшихся протестовать против фильма под памятником Римскому-Корсакову. Две небольшие группы женщин пели акафист царю-страстотерпцу, ещё несколько человек встали с плакатами. «Всякая культура держится на традициях, — вещал координатор крестных ходов Владимир Знахур. — Мы пытаемся сказать слово за тех, кто подписался против фильма. Триста тысяч подписей собрала Поклонская (Наталья, депутат Государственной Думы — прим. ред.) по всей России. Художники должны иметь какие-то границы. Платон сказал, что искусство не должно быть трибуной порока, а здесь художественный вымысел — трибуна порока. У царя ничего не было с этой Матильдой, а художественный вымысел, в котором у них было, — это уже ложь. Должна быть цензура — нравственная. Не должно быть искусства без берегов». Впрочем, кроме журналистов, слушать оратора было некому. Верующие с удивлением смотрели на здание Мариинки, у входа в которое не наблюдалось никакого ажиотажа. Пришлось им объяснить, что премьера пройдёт на новой, второй сцене театра. Что, кстати, весьма расстроило зрителей ленты: было бы гораздо символичнее, если бы первый показ фильма состоялся именно в том здании, где блистала Матильда Кшесинская. Между тем полемика о сути искусства разгоралась. «Я считаю, что художник не имеет права на вымысел, — тихо сказала Наталья Радыш, отрекомендовавшаяся средним медицинским работником. — Я за цензуру, причём за жёсткую, я считаю, она должна быть, чтобы вымыслы не вредили воспитанию народа». Ближе к семи вечера православные активисты всё же переместились к новому зданию Мариинского театра. Пикетчики расположились вдоль фасада с плакатами, женщины снова запели акафист и прочие молитвы. Зрители, спешившие на премьеру, смотрели на них с любопытством. В споры вступать никто не пытался. Акция проходила мирно и даже скучно, пока на первый план не вышел помощник депутата Виталия Милонова Анатолий Артюх, координировавший протестные действия. Для начала он вырвал плакат из рук двух юных активисток, выступавших против запрета фильма. Скомкав лист ватмана, он побежал к полицейским, требуя арестовать девушек, так как оскорбился на словосочетание «православные террористы». Его оппонентки объяснили стражам порядка, что имели в виду вовсе не Артюха, а тех граждан, которые крушили автомобили, поджигали кинотеатр, рассылали угрозы. Однако помощник Милонова не унимался, и полицейские увели девушек в сторону отделения. Наш ответ Тарантино «Я буду смотреть фильм, у меня есть билет, — заявил Артюх. — Со мной ещё шесть человек, из них двое — юристы, двое — психологи. Если увидим то, что сочтём правонарушением, будем вызывать полицию и требовать прекратить сеанс. Я хочу быть объективным, а для этого надо увидеть фильм. Поэтому, собственно, мы на него и идём. Но если я увижу, что царь показан в виде, не соответствующем исторической правде, например, если он показан человеком, совершавшим грех блуда, для меня этого будет достаточно, чтобы вызвать полицию». Но, судя по всему, Анатолий Артюх не увидел в картине ничего оскорбительного, потому что весь сеанс просидел спокойно, шум не поднимал, полицию не вызывал. Тем временем на улице дамы, певшие акафисты, остались без слушателей — полиция тоже ушла погреться. Так что верующие постояли ещё немного и разошлись. К концу премьеры у дверей театра остался лишь один стойкий прихожанин: с крестом и бумажной иконкой Николая II в руках он с укором смотрел в глаза выходящим с показа зрителям. На их вопросы не отвечал, на редкие насмешки не реагировал — просто молчал. Зато те, кто увидел, наконец, «Матильду», с готовностью делились впечатлениями. «Я очень доволен, что сходил на этот фильм, — признался актёр Андрей Ургант. — Над ним работала огромная бригада — 350 человек. Они вложили очень много души и сердца. А что там получилось или не получилось — давайте посмотрим через неделю. Если разговоры о фильме утихнут, значит, утихнут. Если у кого-то в сердце останутся впечатления — значит, что-то получилось. Я не могу сказать, что я плакал или смеялся, но я с огромным уважением посмотрел этот титанический труд и преклоняюсь перед всеми, кот вложил в него свои силы. А для поднятой вокруг фильма шумихи я не увидел никаких причин — никто никого не обижал, не оскорблял, там нет неуважения к императору, я ничего такого не увидел». «Мне фильм понравился, — сказал клоун, артист театра «Лицедеи» Виктор Соловьёв. — Есть ощущение связи времён. Всё абсолютно выдержано. Скандал вокруг всего этого непонятен, думаю, это просто пиар-кампания». Большой режиссёр, большой кинооператор, тема большой любви, которая утрачена в современном кинематографе. Фильм Учителя даёт возможность подумать о многом.«Фильм очень хороший, — улыбнулся режиссёр, художественный руководитель театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов. — Большой режиссёр, большой кинооператор, тема большой любви, которая утрачена в современном кинематографе. Фильм Учителя даёт возможность подумать о многом. Александр III умер, власть перешла к Николаю II, который потерял Россию, и вот это я и увидел в кино — путь к сегодняшнему дню, как это всё шло. Это моё личное впечатление. А вот то, что подняли такой шум, — я не могу понять. Я глубоко верующий человек, но мне не понятно — почему, как? Но получился такой пиар, что никому и не снилось! Можно спорить об актёрских работах, например, почему царя играет немецкий актёр. Но Айдингер — один из лучших актёров в мире, играющих Шекспира. А в фильме настоящие шекспировские страсти!» «Красивый фильм, — поделился впечатлением магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь. — Сразу после титров я понял, что эта картина никакого отношения не имеет ни к Николаю II, ни к Александру III, ни к Александре Фёдоровне, ни к Марии Фёдоровне. Чуть-чуть имеет отношение к Матильде Кшесинской. Этот фильм — сказка. Говорить, что это клевета на русского царя. — всё равно что утверждать, что сказка «Синяя борода» клевещет на Жанну Д’Арк, которая тоже святая. Ведь её сподвижником был Жиль де Ре, имевший прозвище Синяя Борода. Вы видели «Бесславных ублюдков» Тарантино? «Матильда» — это наш ответ. В столетие отречения государя-императора и его расстрела фильм пойдёт в Европе на ура». «Очень интересный фильм, — на секунду задумался известный кинокритик и телеведущий Сергей Шолохов. — Это фантазия на тему нашей истории, но не имеющая к ней прямого отношения. Это — фантазийный фильм, к тому же прекрасно снятый. Многое мне понравилось. Думаю, у «Матильды» есть шансы на «Оскар», если её выдвинут. Это абсолютно оскаровский формат». В широкий российский прокат фильм выйдет 26 октября. «Матильда» появится также на экранах в США, Японии, Сербии, Германии, Болгарии, на Тайване, а также на территории всей Прибалтики.

В Москве покажут «Матильду» Алексея Учителя
© Парламентская газета