Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет
Рэмбо: Последняя кровь
Рэмбо: Последняя кровь
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Побег из джунглей
Побег из джунглей
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Yesterday
Yesterday
Фэнтези, Комедия, Музыкальный
Купить билет
Работа без авторства
Работа без авторства
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Промар
Промар
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет

Рецензия на фильм «Нашла коса на камень» 

Рецензия на фильм «Нашла коса на камень»
Фото: Film.Ru
Неожиданно смелое и не по годам автора состоятельное высказывание о сломе эпох на рубеже 2000-х, продемонстрированное сквозь призму одного дня из жизни провинциального города.
Нашла коса на камень
Конец 1999 года, Иваново. В семье Миронович трагедия — в Чечне погиб один из трех братьев Андрей. На поминки командование отпускает младшего брата Андрея Антона, и тот, вернувшись в Иваново, оказывается вовлеченным в борьбу за скромное семейное имущество, «отжимаемое» бандитами. Параллельно драма разворачивается в семье подруги Антона Вики — сама она попадает в неприятности с гостями с Кавказа, а ее мать, спасая незнакомого мужчину, вынуждена взять в руки ружье.
Кадр из фильма «Нашла коса на камень»
Картина Ани Крайс «Нашла коса на камень» получила главный приз жюри на кинофестивале дебютов «Движение», проходившем в Омске в апреле 2017 года
Сколько лет должно пройти после эпохального события, чтобы мы могли со всей определенностью сказать, что прошлое нами понято, оценено и выстрадано, что мы извлекли уроки и скорректировали будущее? Когда о важных вехах можно снимать кино, трансформируя опыт в искусство? Стоит ковать железо пока горячо, как с «Крымом»? Подождать лет сто, как с «Матильдой»? Или отложить на тысячелетие, как с «Викингом»? Точного рецепта здесь нет, все зависит от того, что желает рассказать автор, каким потрясением хочет поделиться, в чем он видит значимость демонстрируемого им на экране. Балабановский «Груз 200» огладывался на два десятка лет назад, но в то время, в 2007-м, он казался рассказом о другом мире, о вселенной, которая осталась лишь в мифах, легендах да страшных сказках об «оборотнях в погонах». Сегодня на экраны выходит фильм «Нашла коса на камень» Ани Крайс, возвращающий нас в конец 1990-х, и это кино одновременно близко к творчеству Балабанова и далеко от него, потому что переваривает совершенно иную эпоху. Такую недавнюю и такую жуткую.
Кадр из фильма «Нашла коса на камень»
90-е для всех свои: кто-то бежал из рассыпающегося «совка», а кто-то стоял на защите родины от распада, кто-то зарабатывал свои первые миллионы, а кто-то распродавал последнее за бутылку водки, кто-то впитывал последние крупицы советского образования, а кто-то поглощал жестокие уроки улиц. Крайс тяжелое время слома эпох застала в депрессивном Иваново, где в считаные месяцы после перехода на «капиталистические рельсы» развалилась промышленность, расцвел крышуемый ментами беспредел, исчезли нравственные ориентиры, а будущее превратилось в туман, за который невозможно ухватиться и к которому бесполезно тянуться. Все это сценарист и режиссер перенесла на экран в своей ленте, причем в реальность происходящего в кадре веришь сразу и бесповоротно — настолько точны авторские мазки, бытовые детали, костюмы и антураж.
Кадр из фильма «Нашла коса на камень»
Роль российского города Иваново в фильме Ани Крайс по ряду причин пришлось «сыграть» белорусскому Борисову
С жанром «Нашла коса на камень» определиться сложно — сюжет бросает из стороны в сторону, словно на колдобинах ивановских дорог. И это, в принципе, тоже отражает дух показанного в фильме времени — события тогда сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой: то смех, то слезы, то любовь, то смерть, то Ельцин в телевизоре. Зато зритель моментально оказывается вовлечен в странную круговерть и жуткий вальс героев — они встречаются и расходятся, сбиваются в стаи и действуют в одиночку, подвергая риску себя и близких. Наверно, это и стоит назвать главной чертой показанного времени — неопределенность.
Кадр из фильма «Нашла коса на камень»
Автор фильма, впрочем, идет гораздо дальше — ее «неопределенность» заключается еще и в том, что картине сложно дать оценку, даже после финальных титров остается непонятным, а как же к «лихим 90-м» относится сама Крайс? На первый взгляд кажется, что она с гневом отвергает ужасы прошлого — жестокость в нем нарочита, новообретенная вера смешна, гламур пошл, а любовь рисованна. Но, с другой стороны, очевидны параллели с днем сегодняшним: мы не стали терпимее друг к другу, Кавказ остается проблемой, гробы с войн по-прежнему приезжают, переобувшиеся «менты» все также «щемят» лохов, а криминальная хроника пестрит «бытовухой» на почве страсти к алкоголю. Так, может, в фильме мы видим не конец эпохи, а ее начало? Может, именно тогда мы и променяли человечность на колбасу, как буквально сделала одна из героинь, причем колбасу получила весьма красноречиво говорящую.
Согласитесь, раз фильм дает столько поводов к размышлениям и трактовкам, он как минимум удался. Без проблем не обошлось — к рваному монтажу нужно подстроиться, определенные правила игры нужно принять, в отдельные образы приходится поверить, — но в целом лента смотрится удивительно цельно и свежо, словно через чисто вымытое оконное стекло. Причем там, на другой стороне, происходит нечто важное, системообразующее. Однако вид всего этого пугает и доводит до слез, как лежащая посреди проселочной дороги матрешка, обагренная кровью.
С 26 октября в кино.
Трейлер (рус.)
Советские актрисы, бросившие родину
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Видео