Российское кино собрало онлайн-кассу

Его доля в доходах интернет-кинотеатров растет Выручка онлайн-кинотеатров от показа российских фильмов растет. В платных сервисах она достигает 10–15% в структуре доходов, а на сайтах, работающих по рекламной модели, этот показатель уже превышает долю российских фильмов в традиционном кинопрокате. Прокатчики констатируют, что доходы от VoD-сервисов приближаются к выручке от телевизионных прав. Доходы от российских фильмов в структуре выручки онлайн-видеосервисов растут, рассказали “Ъ” опрошенные участники рынка. Так, в Okko подсчитали, что в 2017 году сервис закупил на 15% больше российского контента, чем годом ранее. Продажи российских фильмов за январь—сентябрь принесли кинотеатру 15% от выручки по модели EST (покупка фильма пользователем) и 10% от выручки по модели TVOD (аренда на 48 часов). В абсолютных числах количество покупок и аренды российского кино пользователями увеличилось в общей сложности на 3% к 2016 году, при этом в топ-50 продаж доля отечественного контента стабильно держится на уровне около 10%. Пик продаж по модели EST в Okko зафиксировали в марте, в течение которого доходы от российских картин превысили 60% выручки сегмента. В этом месяце в онлайн-видео вышли «Притяжение», «Викинг» и «Гуляй, Вася!». В 2016 году пик продаж пришелся на февраль с релизами фильмов «Самый лучший день», «Иван Царевич и Серый Волк» и «Страна чудес» — всего на российские фильмы пришлось чуть более 30% выручки. Наиболее активно по модели TVOD российские фильмы продавались во время зимних и майских праздников — в эти периоды на них пришлось 46% и 48% выручки модели соответственно, а лидерами продаж стали «28 панфиловцев», «Хороший мальчик» и «Экипаж». В сервисе отмечают увеличение спроса на отечественное кино линейно в течение года и рост интереса к российским фильмам в период выхода новинок. «Этому способствует постоянно растущее качество российских картин: у нас появляется хорошее массовое кино — масштабные блокбастеры с интересным сюжетом, достойной режиссурой и актерской игрой. Важную роль играет и масштаб инвестиций в рекламу и продвижение фильмов»,— поясняют в Okko. В Megogo также говорят о росте закупок российских фильмов: сейчас на отечественный контент у сервиса приходится превалирующее число единиц в фильмотеке, а доходы от них превышают 20%. У Ivi около 50% доходов приходится на отечественный контент. Притом что число российских фильмов составляет 30% от всей библиотеки сервиса, на него приходится примерно половина просмотров. «Качество контента растет, соответственно, интерес пользователей к нему увеличивается, как и доходы»,— констатируют в Ivi. Для сравнения: на конец сентября доля российского кино в общем бокс-офисе традиционных кинотеатральных сетей достигла 20%, или 7,8 млрд руб. У uCoz (конструктор сайтов, занимающийся партнерским размещением онлайн-видео) основная часть дохода по рекламной модели приходится на контент российского производства, а точнее — на сериалы, говорят в интернет-компании. «Превосходство российского контента может быть обусловлено более жесткой борьбой с пиратством отечественными правообладателями, а также большим перевесом российского контента в классическом телевизионном эфире. Тут онлайн пока является его зеркалом»,— заключают в компании. В «Централ Партнершип» отмечают, что сборы фильма на рынке video on demand сейчас часто приближаются к выручке от продаж прав на федеральное телевидение. «Объем выручки VoD-дистрибуции растет с каждым годом семимильными шагами»,— говорит представитель дистрибутора. Доходы онлайн-кинотеатров по итогам 2017 года могут достигнуть 6,3 млрд руб., прогнозирует TMT Consulting. По данным J`son & Partners, объем российского контента выше в кинотеатрах, работающих по рекламной модели: так, у Tvigle доля зарубежного контента составляет всего 10%,тогда как у Okko и Amediateka, работающих по платным моделям, этот показатель достигает 85–90%. У Megogo, придерживающегося смешанной модели монетизации, по собственным данным, доля иностранных фильмов в библиотеке составляет 42%. Елизавета Макарова

Российское кино собрало онлайн-кассу
© Коммерсант