В Туле на прошлой неделе подвел итоги единственный в стране кинофестиваль комедий "Улыбнись, Россия!"

Открытый фестиваль кинокомедий "Улыбнись, Россия!", инициированный известным комедиографом и его бессменным президентом Аллой Суриковой, имеет многолетнюю биографию. За 18 лет кочевой жизни менялись города и публика. Но последние шесть лет фестиваль проходит в Туле, и именно здесь он нашел своих друзей в администрации города и благодарных зрителей. И зрители (отдельно от профессионального жюри) голосовали за лучший, по их мнению, фильм, что учитывалось при распределении призов. В конкурсной программе участвовало 29 отечественных комедий (зарубежный конкурс в этом году проводился впервые и в количественном отношении заметно проигрывал российскому, но достоин отдельного разговора), представивших весь спектр режиссерских поисков в этом жанре – от простодушных, эксцентрических, лирических комедий до сказок, фантастики, трагифарса и притчи. Бытовое в сочетании с возвышенным, социальное с гламурным, геки с тонким юмором, смешное с трагедией. Большая часть комедий адресована взрослым зрителям или для семейного просмотра, а вот детские комедии по-прежнему стоят где-то на обочине кинопроизводства, их место все активнее занимают мультфильмы. Удачные проекты можно пересчитать по пальцам одной руки. И в первом ряду удачных - "Хороший мальчик" и франшиза "Частное пионерское", принявшие участие в фестивальном конкурсе. Фильм "Частное пионерское-3" Александра Карпиловского, созданный по мотивам одноименного сборника рассказов Михаила Сеславинского, получил приз прессы "За верность традициям советской комедии" в традициях классического советского детского кинематографа 1970—1985-х годов. Мишку Хрусталева играет Семен Трескунов и, пожалуй, именно эта роль в первом "Частном пионерском" сделала его знаменитым. На сегодняшний день артист имеет в своем багаже чуть ли не сорок проектов, а на фестивале "Улыбнись, Россия!" показал свой талант еще в одном фильме - "Хороший мальчик". В "Частном пионерском 3" герои, естественно, повзрослели и на повестке дня - более серьезные вопросы, связанные с дружбой и любовью, честностью и предательством. Но повзросление тем не мешает фильму оставаться детским. Приз "За лучший семейный фильм" получила картина "Детки напрокат" режиссера Таисии Игуменцевой. Интригующий сюжет: 10 летний Макс и 10-летняя Венера так не похожи на своих родителей, будто их подменили в роддоме. Обратившись к психологу, родители получают неожиданный совет - поменяться детьми. Так каждый получит такого ребенка, о котором мечтал. Но - бойтесь своих желаний! Создатели фильма "Детки напрокат" отнесли его к разряду детских. Отсюда и простейшие детские шутки, но, чтобы как-то поддержать родительский интерес, в картине присутствуют нелепые разговоры о серьезных вещах, например, о зачатии…Молодой режиссер Таисия Игуменцева (ученица Алексея Учителя) впервые заявила о себе в Каннах на конкурсе студенческих работ в 2012 году, где получила главный приз за фильм " Дорога на…". И этот ее новый опыт в жанре комедии нашел отклик в зрительских сердцах. Кадр их фильма "Детки напрокат". Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "За самую грустную, но самую мудрую комедию" - приза удостоили картину Владимира Котта "Карп отмороженный". Режиссеру удалось снять фильм в редком для российского кино жанре трагифарса. Но все-таки слез здесь больше, чем улыбок. И хотя разговор идет о семейных ценностях, нет никаких нравоучений. Блистательный актерский состав – Марина Неелова, Алиса Фрейндлих и Андрей Миронов. Причем, обе актрисы показали себя в новом амплуа. Их героини - две старухи в богом забытой деревне доживают свою жизнь. (Съемки проходили в Ленинградской области в Сясьстрое). Не надо относиться к фильму как к печальной социальной истории с черным юморком. Не случайно еще одну главную роль играет чудом оживший после заморозки в холодильнике карп. Рыба – фигура символическая. Для японцев карп – это знак сопротивления судьбе, преодоления препятствий, попадающихся на пути. В Китае – он король среди рыб, знак превосходства и абсолютной власти. В иудаизме рыбы, как таковые, - это верующие Израиля в водах Торы. Рыба - это и пища Субботы, символ небесного пиршества. Кадр их фильма "Детки напрокат". Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Знак рыбы был первой монограммой Христа. Ведь таинственное греческое имя Иисуса означает "рыба". Именно братья-рыбаки стали первыми учениками Иисуса, сказавшего им, что они будут "ловцами человеков". Так что не все так просто в этой истории с карпом. "За веселую эксцентрическую комедию" приз получила фарсовая комедия "Бабушка легкого поведения" Марюса Вайсберга. Идея фильма о мошеннике, который в своих аферах использует феноменальную способность перевоплощаться в других людей, родилась в голове Александра Реввы и сценариста популярного телешоу "Вечерний Ургант" Саида Давдиева. Воплотил замысел один из самых успешных комедиографов современного российского кино Марюс Вайсберг (режиссер популярных франшиз "Любовь в большом городе", "8 лучших свиданий", "Гитлер капут!"). Тема переодевания мужчин в женские наряды одна из самых эксплуатируемых в комедийном жанре. Достаточно вспомнить картины "В джазе только девушки", "Не упускай из виду", "Тутси", "Виктор /Виктория", "Здравствуйте, я ваша тетя!", "Миссис Даутфайр", "Клетка для пташек" и многие другие. Но "Бабушка легкого поведения" все-таки привнесла в жанр что-то свое, оригинальное благодаря харизме Александры Реввы в образе женщины за пятьдесят. Также любопытно понаблюдать над актерским перевоплощением популярной певицы Глюкозы в медсестру Любу. Кадр их фильма "Детки напрокат". Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Приз "За лучшую мужскую роль первого плана" была вручена актеру, шоумену, телеведущему Арарату Кещяну (фильм "Одноклассницы, новый поворот"). Призы "За лучшие женские роли" - получили Ирина Розанова (фильм "Жили-были") и Олеся Судзиловская ( фильм "Яна+Янко"). Отдельно с формулировкой "За роль деда" в картине "Мама Люба" был награжден призом Сергей Никоненко. Гран-При – ушел к Эдуарду Парри за трагикомедию "Жили-были". Картина сделана продюсерским центром "Федор Добронравов". Эдуард Парри очень удачно дебютировал в жанре комедии в 2010 году картиной "О, счастливчик" и получил за эту работу главный приз на Международном фестивале независимого кино (WorldFest Houston Film Festival) в Хьюстоне. В главных ролях снимались: Федор Добронравов, Ирина Розанова и Роман Мадянов. И опять, как в "Карпе…", два героя – старики. Но если в "Карпе…" - это подруги, то в "Жили-были" - два холостяка. Место действия – та же деревня. И съемки проходили тоже в Ленинградской области в деревне Шондовичи. Один из стариков решил, что пора завязывать с одиночеством и собрался предложить руку и сердце вдове (Ирина Розанова). Но второй старик в корне с этим не согласен и тоже претендует на вакантное место. Старики объявляют друг другу войну. Сценарий написал Алексей Бородачев (среди его работ для кино "Частное пионерское", "Я - учитель", "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов"). Эдуард Парри посвятил свой фильм всем родителям - живым и ушедшим. Он призывает любить и уважать стариков и поддерживать связь с близкими людьми. Комедии - это отличные релаксанты: зрители поддаются иллюзии, верят в сказку, впадая в детство, смеются даже когда не очень смешно – лишь бы забыть на пару часов о своих проблемах. Но более серьезный лечебный эффект оказывают комедии, в которых смех звучит сквозь слезы. И фестивальные фильмы подтвердили эту мысль.

В Туле на прошлой неделе подвел итоги единственный в стране кинофестиваль комедий "Улыбнись, Россия!"
© Ревизор.ru