Войти в почту

Обед с Сергеем Никоненко

Актер и режиссер Сергей Никоненко рассказал корреспонденту «Вечерки», почему больше не хочет снимать фильмы и почему не готов выйти на театральную сцену. Сергея Никоненко мы застали в ресторане Центрального дома актера на Арбате. С утра Сергей Петрович репетировал на сцене ЦДА роль профессора Преображенского в спектакле «Собачье сердце». После работы актер заказал свою любимую рыбную солянку, а корреспондент «Вечерки» отвлекала его от еды разговорами. — Сергей Петрович, а ведь профессора вы уже играли, правда, в кино — в итальянской картине «Десять зим» Валерио Мьели. И еще: не страшно играть Преображенского после Евстигнеева? — Они разные. В итальянской картине мой герой — профессор русской литературы, а Преображенский — медик, хирург-экспериментатор. Но о спектакле пока говорить рано — путь выйдет. Скажу лишь, что спектакль не авангардный, поэтому я играю не Шарикова (смеется). Сейчас же всякое бывает в театре: вон Калягин в свои 75 лет играет 26-летнего Чичикова... Не спорю, актер он великий, даже Ленина играл. Но самый гениальный на моей памяти артист — как раз Евгений Александрович Евстигнеев. Мы с ним снимались в картине Шукшина «Странные люди». Так, как Евстигнеев жил в кадре, пожалуй, никто не жил. — В том фильме дебютировали дочери Василия Макаровича — Маша и Ольга. Потом вы сняли девочек в своей картине «Птицы над городом»... — В фильме «Странные люди» Маше было полтора года, и мы с ней — в одном кадре. Она не капризная. Василий Макарович говорил дочери: «Маша, покажи балеринку», — и она показывала, ножку поднимала, как балерина. В шесть лет Маша снималась в моей картине «Птицы над городом» уже с пониманием — что надо играть и как. Маша была очень смышленой и послушной. Оля — с характером, упрямая. Она говорила: «Я не за тем сюда пришла, чтобы кого-то изображать». Слышал, что сегодня сестры не очень ладят, и это грустно... — Года три назад вы сняли фильм «Охота жить» по произведениям Шукшина. Над чем сейчас работаете? — Я много снимаюсь как актер — сейчас играю одного татарина в фильме Тиграна Кеосаяна, а свое кино снимать больше не хочу. Несмотря на то что картина «Охота жить» получила много призов, до зрителя она не дошла: в прокате ее не было, по телевизору тоже не показали. И я подумал: зачем я буду тратить свою жизнь — ее не так много осталось — на фильмы, которые никто не увидит? — А не было мыслей играть в театре — вот, прямо напротив Театр Вахтангова... — Да что вы, все театры переполнены, труппы раздуты... У нас выпускают много актеров, и работы для них нет. Пусть лучше молодых в труппу берут. Мне предлагали набрать актерский и режиссерский курсы, я спросил: «А где они играть будут?» А когда услышал, что «это их дело», решил, что не согласен... Сколько сейчас театров в Москве — более семидесяти? А молодежи работать негде... Не дело! — Вы всю жизнь занимаетесь Есениным, сыграли его в фильме, создали в Москве Есенинский культурный центр, поэтому не могу не спросить: как он появился в вашей жизни? — Это было в детстве. Наша соседка шила белье, в том числе для Айседоры Дункан. От нее я впервые услышал про Есенина... — О больших художниках всегда звучат такие противоречивые мнения. Личность Сергея Есенина, его поступки до сих пор обсуждают, об этом написано много книг и воспоминаний. Что вы думаете о нелицеприятной по отношению к Есенину книге его друга Анатолия Мариенгофа, которая еще и называется «Роман без вранья»?.. — Переводчица и поэтесса Надежда Вольпин говорила Мариенгофу: «Анатолий, что вы все время учите Сережу? Истоки его поэзии — в «Слове о полку Игореве», а ваши?» Надежда Давыдовна была умной и ироничной женщиной. Однажды она сказала Есенину: «Какой у нас одинаковый вкус — я люблю Есенина и вы любите Есенина». Это потому что у них был сын — Александр Сергеевич Есенин-Вольпин. Она сама попросила Есенина «сделать ей ребенка». Мой ответ на ваш вопрос — сравнивать Мариенгофа с Есениным — все равно, что сравнить спичечный коробок и сталинскую высотку. — Недавно вашей однокурснице Жанне Болотовой исполнилось 75 лет. Поздравляли? — Конечно, поздравил Жанну с днем рождения. Она невероятной чистоты, ума человек. Жена Коли Губенко. Интересно, что, будучи студентами, они не общались: Жанна — умная, образованная, нежная, дочь Героя Советского Союза, а Коля — грубоватый и простой парень из детдома. Думаю, красавицу Болотову Коля покорил мощью своего таланта. Он играл главную роль в дипломном спектакле «Карьера Артура Уи». На спектакль ходила вся Москва. Юрий Любимов не пропускал ни одной репетиции. Он там и высмотрел Губенко и зазвал его в свой театр. Тогда Таганка только создавалась. Уговорил. Коля Губенко пошел к Любимову, а что потом из этого получилось — мы все знаем. Теперь у нас две Таганки... — Сергей Петрович, каким вам видится наше время? — В России легких времен никогда не было. И сегодня время непростое. Обидно, что пенсии у стариков маленькие. Я народный артист России, сыгравший какое-то сумасшедшее количество ролей, — я их уже не считаю, и в театре играю, и много гастролирую, и с концертами выступаю... Так вот, я, конечно, могу себе позволить пообедать в дорогом ресторане, но тоже не каждый день. А что говорить о других стариках?! Ресторан для них — роскошь. Что тут скажешь?.. «Будьте добры, принесите счет, эту скорбную бумажку», — грустно пошутил, обращаясь к официанту, Никоненко, и на этом наша беседа закончилась ДОСЬЕ Сергей Никоненко родился в 1941 году в Москве в рабочей семье. Как режиссер снял 17 фильмов, однако гораздо более известен как актер: сыграл в 159 полнометражных фильмах и 42 сериалах. По его сценариям сняты шесть фильмов. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Обед с Сергеем Никоненко
© Вечерняя Москва