Рецензия на фильм «Завуалируй это»
Отчаянно смелая даже для бесстрашных французов комедия о парижанине, пробирающемся в арабскую семью своей подруги под видом женщины, завернутой в паранджу. Завуалируй это Лейла – студентка парижского университета, имеющая арабские корни. Она светский человек, встречается с коренным французом и собирается проходить дипломатическую практику в Нью-Йорке, но планы девушки рушит старший брат Махмуд, прибывший из религиозного Йемена зацикленным на исламских ценностях и строгих правилах. Возлюбленному Лейлы Арману, для которого доступ в дом подруги теперь закрыт, не остается ничего иного, как закрыться с ног до головы в хиджаб и притвориться сокурсницей студентки Шахерезадой, свято чтящей суровые к женщинам мусульманские обычаи. Трюк с переодеванием срабатывает, но и порождает новую проблему – Махмуд, впечатленный кротостью, мудростью и таинственностью новой знакомой, влюбляется в Шахерезаду и непременно желает на ней жениться! Кадр из фильма "Завуалируй это" Осуждение, высмеивание и оскорбление религии – одно из самых древних табу человечества, с незапамятных времен глумление над божествами каралось смертью, «истинные верующие» шли войнами на «неверных», сочетание светского и религиозного всегда вызывало множество споров, конфликтов и потрясений даже в тех странах, которые принято считать «цивилизованными». Где-то вопросы веры принято регулировать законами об оскорблении чувств, где-то учения пророков становятся государственной идеологией, а где-то религию пытаются удержать в пределах храмов, костелов, мечетей и синагог, позволяя остальным жить в мире, свободном от догм и духовных скреп. Франция, с ее неразрывной связью с исламским Алжиром и традиционными тесными контактами с Ближним Востоком, давно живет в состоянии напряжения на границе соприкосновения ислама, христианства и атеизма, и это дает повод не только для вздохов и истерик, но и для смеха и улыбок – французы, как никто иной, умеют шутить на темы, которые другим кажутся чересчур серьезными. Кадр из фильма "Завуалируй это" История с переодеванием мужчин в бурку имеет в Иране глубокие корни, достаточно отметить, что экс-президент Ирана Абольхасан Банисадр и политик Али Рафсанджани в свое время прибегали к такому способу маскировки, чтобы избежать ареста и даже казни Картину режиссера Со Абади стоит похвалить хотя бы за смелость – конечно, несколько раньше вышли абсурдистский «Джеки в царстве женщин», разномастная «Большая свадьба» и прочие фильмы, где на экране сталкиваются герои с разными цветами кожи, вероисповеданием и понятиями о свободе, но «Завуалируй это» действует на самой грани, в России подобное кино невозможно себе даже представить. При этом автор вовсе не пытается кого-то задеть, ущемить или указать место, просто парой простых приемов в фильме демонстрируется та самая европейская толерантность, но обращенная в обе стороны – хочешь, чтобы твои права соблюдались, не навязывай их другим. Кадр из фильма "Завуалируй это" Женский костюм для актера Феликса Моати был сделан по всем правилам и канонам пошива хиджабов, его заказали в одном из арабских ателье в центре Парижа, пользующемся популярностью среди местных и приезжих мусульман Герои картины, конечно, идут по тонкому льду – переодевания в хиджаб, самую закрытую из мусульманских женских одежд, могут показаться перегибом сами по себе, а фильму ведь еще добавлен легкий гомосексуальный флер и насмешка над исламскими фанатиками-неофитами, но эти «наезды» нивелируются самой Абади, сценаристка и режиссер искусно вплетает в речи и мысли персонажей те строки из Корана, которые действительно говорят о миролюбии данной религии, о способности мусульман к пониманию, прощению и даже смирению. И Со Абади знает, о чем говорит, она сама воспитывалась в Иране до тех пор, пока родители не сбежали от фундаменталистов. При этом зла женщина не держит, она благодарна принявшей ее Франции и уважает европейские традиции, о чем прямо говорится в нескольких эпизодах картины. Кадр из фильма "Завуалируй это" Да и в самом широком смысле «Завуалируй это» – картина не столько о конфликте религиозном, сколько о неспособности говорить друг с другом, о неготовности слушать и соглашаться, о недоверии и подспудном страхе. Фильм по понятным причинам хочется сравнивать с комедией «В джазе только девушки», но и влияние «Сирано де Бержерака» также очевидно – герой Феликса Моати не может общаться с любимой напрямую и вынужден говорить словами священных книг, цитатами пророков и высказываниями моральных авторитетов. Сочетание получилось изобретательным и смешным, а если к основной линии с исламом добавить второстепенный сюжет о родителях Армана, которые до сих пор не наигрались в протесты и до сих пор даже дома ведут вялотекущую войну, отстаивая идеи коммунизма и феминизма, то палитра станет еще более яркой. Да и мораль у фильма оказалась весьма актуальной – только взаимопонимание, готовность к уступкам и диалогу, все та же пресловутая толерантность помогут Европе в общем и Франции в частности пережить свалившиеся проблемы и избежать последующих трагедий. Да, финал у картины получился несколько смазанным, весело отыграть переодевание назад не вышло, но зато у создателей комедии получилось устоять на грани и напоследок сказать о важном. За это французов (коренных и вновь прибывших) нельзя не любить, а любовь и есть Бог. С 26 октября в кино. Трейлер (рус.)